Митрополита РПЦЗ Илариона (Капрала) и протоиерея Сергия Лукьянова судят за вандализм над православным храмом

21 Декабрь, 2019

История прихода

Ред Бэнк – небольшой город в штате Нью-Джерси, расположенный в 24 милях от Манхэттена. Небольшая православная община Русской Зарубежной Церкви в честь святителя Николая Чудотворца здесь была основана в 1950 году группой верующих из 14-ти человек. В том же году архиепископ Восточно-Американский Виталий (Максименко) выдал приходскому священнику антиминс. С 1955 года община проводила богослужения в бывшей баптистской церкви 1910 года постройки, на покупку которой деньги жертвовали не только прихожане, но и местное население, включая американцев и даже неправославных. Собственность была оформлена на Кубанскую Станицу Ред Бэнка, члены которой и составляли большинство прихода.

С годами казаков в Ред Бэнке становилось меньше. В начале 1990-х казаков в приходе остались единицы и станицa оказалась не в состоянии далее поддерживать храм и приход. В 1999 году был подписан и юридически оформлен договор между Кубанским Казачьим Союзом, Свято-Николаевским приходом и Синодом РПЦЗ о безвозмездной передаче приходу храма и прилегающего к нему дома в полное распоряжение, но без права собственности и права продажи. Пользование не ограничивалось каким-либо сроком – при условии активного существования Свято-Николаевского прихода и проведения приходом регулярных служб, а также надлежащего ухода за зданиями и оплаты текущих коммунальных платежей и налогов.  Договор был составлен так, что пока в храме существует Свято-Николаевский приход, никто его не может оттуда выселить.

В 90-е годы при храме открыли детскую русскую школу Святого Николая. С 1999 года общину ежегодно стал посещать епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков), ныне архиепископ Канадский, который отмечал намоленность храма и хорошую духовную обстановку в приходе. В 2004 году, на Приходской праздник храм посетил Первоиерарх митрополит Лавр (Шкурла; +2008). Приход был самодостаточным, проводились регулярные собрания, отмечались праздники, силами школьников подготавливались прздничные концерты, включая благотворительные в соседнем с церковью доме для престарелых; осуществлялись установленные отчисления в Епархию.

Перед конфликтом

Конфликт в Свято-Николаевской церкви Ред Бэнка начался на рубеже 2007-2008 годов. К тому времени в храме не было постоянного священника, а приход насчитывал всего 16 постоянных членов. Божественная Литургия совершалась один раз в месяц, в остальное время прихожане проводили службы мирским чином. Этой ситуацией решил воспользоваться клирик Восточно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви прот. Сергий Лукьянов, который добился у священноначалия назначения в Ред Бэнк настоятелем.

Члены приходской общины корень произошедшего конфликта видят в «нецерковности» нового настоятеля, взгляды которого на веру, церковную жизнь, приход и прихожан кардинально расходились со взглядами прежних настоятелей, да и вообще мало соответствует истинному христианскому содержанию.

Кто такой протоиерей Сергий Лукьянов?

Сегодня прот. Сергий Лукьянов один из самых влиятельных людей в Восточно-Американской епархии. Он настоятель, по крайней мере, трех храмов – Александро-Невского кафедрального собора в Хауэлле (шт. Нью-Джерси), Георгиевской церкви в том же городе и храма Новомучеников и Исповедников в Бруклине (г. Нью-Йорк) – он также руководит еще несколькими приходами (очевидно, что не бесплатно). Кроме того, прот. Сергий Лукьянов занимает ряд высоких постов в епархии, в частности, члена и административного координатора епархиального совета, а также благочинного одного из округов. Если судить по выше перечисленному, прот. Сергий – самый влиятельный человек в епархии, после архиереев.

Это сегодня, а вот как было более 12 лет назад. Отец Сергий — сын известного клирика Русской Зарубежной Церкви протопресвитера Валерия Лукьянова (+2018), многолетнего настоятеля Александро-Невского собора в Хауэлле, а с 1987 г. благочинного Восточно-Американской епархии. Его сын, Сергий Лукьянов, после 18-летнего служения диаконом, в 2000 году был рукоположен во священника, и служил вторым священником в соборе (там же служили его брат протодиакон Николай Лукьянов и сыновья: чтецы Петр и Нектарий Лукьяновы).

В октябре 2007 года в Александро-Невском храме произошел конфликт прот. Сергия со своим братом Николаем. Николай обвинил о. Сергия в воровстве в церкви и, по словам последнего, сорвал с него крест. Произошла драка. Отец Валерий встал на сторону Николая, так как к тому времени уже и весь приход требовал принять меры с тем, чтобы о. Сергий прекратил пользоваться церковными деньгами как «своим кошельком».  В результате, священник Сергий с единомышленниками были вынуждены оставить приход. Тогда же, а может быть и ранее, в поле зрения священника С. Лукьянова попал небольшой Свято-Николаевский приход в Ред Бэнке, переживавший не лучшие времена.

Новый настоятель и его «политика»

1 ноября 2007 года прот. Сергий Лукьянов появился на приходе в Ред Бэнке и провел встречу-знакомство с прихожанами, попросившись служить в Свято-Николаевскую церковь. В раговоре он поведал, как с ним несправедливо обошлись и буквально «затравили» на предыдущем месте служения его же родственники. Примечательно, что в конце разговора самой первой встречи священник поинтересовался, сколько ему будут здесь платить. Когда была озвучена сумма, он заявил, что этого недостаточно, и назвал желаемую зарплату. На это члены прихода ответили, что если найдутся жертводатели, то приход попробует вытянуть эту плату. Пообещав, что таковые у него найдутся, новый настоятель взвалил неудобоносимую ношу на приход. Жертводатели так и не появились, а приходская казна стала катастрофически быстро таять. Позже прихожане сожалели о том, что как следует не поинтересовались о прот. Сергии Лукьянове, чья деятельность привела к большому конфликту вначале в Свято-Александровском соборе, а затем, сразу же, и в Свято-Николаевском храме; в результате Восточно-Американская епархия не досчиталась одного прихода.

Цена вопроса

При первой встрече с приходским советом, еще не будучи назначенным настоятелем, священник заявил, что не видит будущего у прихода, поэтому храм нужно продавать. А начатая протоиереем Сергием игра действительно стоила свеч, ведь место, где стоит церковь, оценивается в полмиллиона долларов. К тому же, на момент появления нового настоятеля общине удалось накопить на банковском счету более $80,000.

Деятельность нового настоятеля, конфликт и рейдерский захват храма

Из первого знакомства с прот. Сергием Лукьяновым прихожанам стало понятно, что в Свято-Николаевском храме он видит только источник заработка и возможного обогащения (если всё получится, то очень большого). Пришел этот «бизнесмен-предприниматель» от религии не окормлять приход, а властвовать над людьми с целью превратить их в «безмолвное стадо» — чтобы легче было наживать барыши.

С назначением нового настоятеля (10 января 2008 г.) у прихода за многие годы впервые появился дефицит в бюджете. Через свой магазин торговец церковной утварью (Сергий Лукьянов) стал покупать различные вещи и новые иконы. Батюшке быстро дали понять, что он не может единолично на свое усмотрение распоряжаться приходскими деньгами, и расходы средств он должен согласовывать с Церковным советом. Это очень не понравилось протоиерею Сергию. Так на денежном вопросе стал зарождаться конфликт настоятеля с приходом.

Чтобы настоять на своём, недолго думая прот. Сергий Лукьянов решил заменить неугодный ему действующий Церковный совет своими людьми, для чего срочно, в нарушение Приходского Устава,  провести перевыборное собрание — при этом, не имея среди своих сторонников ни единого законного прихожанина. К слову, митрополит Лавр не благословил проведение этого собрания. Тогда новый настоятель со своими соратниками самочинно создал альтернативный «комитет», чьи «сходки»  проводил у себя дома. Приказным порядком, прот. Сергий Лукьянов попытался заполучить все церковные документы  у действующего совета — чтобы иметь полный единоличный контроль над приходской казной и, как он думал, над недвижимым имуществом (о. Сергий только потом узнал, что здание принадлежит нецерковной организации и продано им быть не может). Церковный совет «приказ» не выполнил, а указал новому настоятелю на необходимось следовать Приходскому Уставу, согласно которому, у настоятеля нет права управлять средствами прихода единолично .

Когда честным способом заполучить церковные деньги не удалось, 30 января 2008 года прот. Сергий Лукьянов с помощью бывшего настоятеля священника Филиппа Петровского пошел и снял с приходского банковского счета все средства и перевел их на созданный им новый счет. Распорядителями этого счета прот. Лукьянов сделал себя и священника Ф. Петровского. Сняты деньги было тайно: ни приходу, ни Церковному совету, ни епископу об этом сообщено не было.

После жалобы «старого» Церковного совета митрополиту Лавру на прот. Сергия, была назначена комиссия. 20 февраля в храме прошло заседание комиссии, руководителями которой оказались друзья о. Сергия. Они были заранее «обработаны» соответствующим образом и не стали ни в чем разбираться, автоматически приняв сторону нового настоятеля; более того, позволили Лукьянову буквально руководить заседанием.  На собрании всем старым прихожанам ясно указали, что они здесь лишние (некоторых тут же попытались вывести силой). Приходу стало очевидно, что рейдерскими методами его выгоняют из родного храма, который таким образом переходит в руки Лукьянова и набранным им буквально «с улицы» людям. Некоторые из них вообще впервые появились в Свято-Николаевском храме Ред Бэнка, придя на заседание комиссии, но, тем не менее, на Кресте и Библии они давали клятву, что являются «законными членами» прихода. Митрополит Лавр, узнав обо всем этом, назначил вторую комиссию. Свое указание Владыка дал за два дня до своей кончины, и это было, быть может, последним его распоряжением на земле. Епископ Гавриил попытался исполнить волю почившего митрополита и назначил заседание второй комиссии в новом составе на 8 мая, где строны должны были быть выслушаны раздельно. Когда комиссия выслушала приход, узнала факты и увидела неоспоримые документы о воровстве денег из банка, все пришли в шок, а кто-то прокомментировал: «Ну, теперь-то ему (Лукьянову) бороду подрежут». Однако, завершить комиссию прот. Лукьянов не дал – он просто не появился на ее второй части, то есть священник открыто не подчинился указаниям Правящего Архиерея, что  говорит о том, что он догадывался или знал: при новой церковной власти ему всё сойдет с рук.

Пока наверху проходило избрание нового Первоиерарха, священноначалию было не до маленького прихода. А прот. Сергий Лукьянов тем временем сменил почтовый ящик и все замки в церковных помещениях, тем самым выдворив Церковный совет, приход и его школу на улицу. Так рейдеры остались полными хозяевами в храме. Дом, прилегающий к церкви, где, в том числе была комната для священника, о. Сергий продолжил сдавать в аренду, получая чистыми около $24,000 в год, однако, в отличие от старого прихода, он там ничего не ремонтировал и даже не собирался поддерживать жилые помещения в должном порядке (и так почти 7 лет), запустив церковный дом до последней степени.  Сам храм, в конце концов, он также сдал в наем — священнику-миссионеру из другой юрисдикции. При новом митрополите Иларионе о. Сергий быстро пошел «в гору» и стал настоятелем нескольких богатых церквей – храм же в Ред Бэнке оставил без служб, пользуясь им только в качестве дополнительного для себя доходного места.

2008-2014

События в 2008 году развивались так.  22 июня, в нарушение «Нормального Приходского Устава РПЦЗ», прот. Лукьянов провел незаконное приходское собрание с целью переизбрания Церковного совета. ВСЕ законные члены «старого» прихода отказались принимать участие в этом собрании и письменно, каждый лично подписавшись, сообщили правящему архиерею о своей позиции. Но новоизбранный Первоиерарх, тем не менее, не воспрепятствовал проведению перевыборов. Старый приход попросил о встрече.  Новый митрополит Иларион на встрече с приходом фактически отмахнулся от людей и, посоветовав «любить друг друга», сказал прихожанам, чтобы они нашли себе другую церковь. Только спустя три месяца, 20 сентября 2008 г.,  митрополит все-таки утвердил незаконное переизбрание совета. Когда «старый» Церковный совет письменно выразил митрополиту Илариону несогласие прихода с беззаконием и объявил о намерении опубликовать факты и документы произошедшего в Ред Бэнке, тогда 6 декабря всем членам Церковного совета прислали решение трех священников (Ф. Петровского, С. Лукьянова и С. Ледковского) об отлучении всех членов совета от Святого Причастия Святых Христовых Таин на один год (в 2009 г. отлучение было продлено на бессрочно). На отлучении стоит подпись: «Бог благословит +Митрополитъ Иларiонъ» (орфография оригинала) и указывается, что «такое решение  принято, всязи с ведением вами разрушительной работы, опасной для мирной жизни приходов Свято-Николаевского и Свято-Владимирского храмов, основанное на последнем вашем письме Высокопреосвященнейшему Митрополиту Илариону, Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому от 17/30 ноября сего года, где вы клевещите на священноначалие и не подчиняетесь ему»  (орфография, стиль и пунктуация оригинала). Документ можно видеть здесь (пункт 7):  https://users.livejournal.com/nadejda—/4475.html  

В феврале 2009 года приход впервые обратился к адвокату, чтобы попытаться решить дело без суда. 31 марта прихожанами было получено письмо от митрополита Илариона по данному вопросу, в котором твердо говорилось, что прот. Сергий Лукьянов и прот. Филипп Петровский никакого преступления не совершали и церковных канонов не нарушали. Более того, в своем «последнем слове» (по-английски про «последнее слово» сформулировано так: «This is to be the final word on the matter” ) митрополит объявляет священникам Петровскому и Лукьянову благодарность за проявленную при их действиях «храбрость», а также фактически признает свою главеную роль в деле: “I thank them both for their courage and obedience to me as their ruling Bishop» («последнее слово» и перевод его на руский язык можно прочесть здесь: https://users.livejournal.com/nadejda—/4475.html (пункт 8). В ответ Первоиерарху было направлено открытое письмо, в котором еще раз были изложены все детали произошедшего конфликта и выражена просьба завершить вторую комиссию (письмо можно прочесть здесь: https://users.livejournal.com/nadejda—/4779.html ). Письмо было проигнорировано. В октябре приход нанял адвоката, чтобы судиться. После открытия дела, 9 декабря 2009 года было получено письмо из епархии, в котором указывалось, что Церковному совету навсегда запрещается причащаться (письмо подписано епископом Георгием Мэйфильдским).

30 ноября 2010 года состоялось судебное слушание, на котором, со ссылкой на Первую Поправку к Конституции США «о невмешательстве государства в церковные дела», суд был распущен. Прихожане стали готовить апелляцию. Судебные тяжбы затянулись до 2012 года.

А тем временем новый настоятель проводил службы в храме все реже и реже, причем даже на большие праздники храм стоял закрытым. В 2011 году впервые за всю историю храма не было богослужений на Рождество, Пасху и другие праздники. Вместо служения на приходе прот. Сергий Лукьянов служил в Свято-Георгиевском храме в Хауэлле.

Оказавшись вне родного храма, «старая» община продолжила молиться. Верующие собирались в разных местах, пока для богослужений и молитвы не была предоставлена часовня Епископальной церкви св. Иакова в Итонтауне.

Без вещей на выход

В 2014 году, юридический хозяин здания и имущества — Кубанский Казачий Союз – после ознакомления с ситуацией в храме, увидел, что ничего похожего на православную церковь здесь больше нет, ведь русские богослужения давно здесь не проводились, а храм сдавался в аренду другой конфессии, став дополнительным источником дохода для протоиерея Сергия Лукьянова. 

Собственники попросили отца-настоятеля покинуть приход. Но прот. Сергий Лукьянов еще некоторое время держался за храм, попросив через своего адвоката (мэра г. Ред Бэнка г-на Менны) время, якобы для вывоза личного имущества. Как впоследствии оказалось, он не просто «вывез личное имущество», а со своими подельниками полностью до последнего гвоздика разграбил храм. Мало того, совершил настоящий акт вандализма по отношению к чужому имуществу, оставив разрушенную инфраструктуру здания: неработающую, забитую фекалиями канализацию, сломанные нагреватель воды, электричество,  центральный обогреватель и кондиционер; выломав настенный кондиционер, вандалы оставили зияющую дыру в церковной стене на улицу. Но ключи всё же пришлось сдать — это произошло 1 октября 2014 года.

Разграбленный храм или «наследство» протоиерея Сергия Лукьянова

После 6 лет настоятельства прот. Сергий Лукьянов оставил не только нули на банковском счете прихода и долги за коммуналку, но и опустошенный храм, десятилетиями создаваемый и благоукрашаемый верующими. О жизни Свято-Николаевского прихода до рейдерского вторжения в Ред Бэнке, а затем в Епископальной церкви Св. Ап. Иакова, боголюбивые прихожане которого приютили и обвязали приходу раны, можно узнать из слайд-шоу: https://www.youtube.com/watch?v=Ias6E3Icq7A. «Стараниями» настоятеля из храма исчез памятный, дорогой прихожанам иконостас, привезенный из Европы после Второй Мировой войны. Пропали богослужебная утварь, священнические облачения, иконы, книги, мебель и проч. Мало того, были сняты выключатели, розетки, оставлены разбросанными повсюду пожароопасные провода, а на улице вообще голые высоковольтные провода. Как завершение святотатства над храмом – демонтированный купол с крестом, венчавший церковь и указывавший всем в округе, что этот храм православный. Вместе с имуществом церкви исчезли все вещи из детской школы и трапезной, вплоть, до вилок и кастрюль. В общем, было вынесено, все что могло пригодиться. То, что невозможно было забрать, сломали или испортили: особенно «постарались», как описано выше, уничтожить инфраструктуру храма. Кощунственное надругательство над святой православной церковью во имя Угодника Божия Святителя Николая можно видеть на фотографиях здесь: https://users.livejournal.com/nadejda—/35538.html (имеется и видео, приготовленное для суда). Всё это святотатство священник спокойно, как совершенно нормальное и должное, демонстрировал во время передачи ключей собственникам. «Прощаясь» с храмом Святого Николая, прот. Сергий предупредил вице-президента Кубанского Казачьего Союза, чтобы они даже не пытались восстановить церковь – мол Синод против этого — и порекомендовал продать храм под снос и даже привел и представил заинтересованного покупателя на всё это “as it is” – г-на Бауэра, хозяина прилегающего к церкви торгового центра – тот ещё с 1996 года начал охотиться за этим куском земли. Прот. Лукьянов был совершенно уверен, что собственник сразу согласится на продажу, так как от увиденного ни у кого не возникнет даже малейшей надежды на то, что тут можно хоть что-то восстановить. Вместо церкви, по замыслу г-на Бауэра, здесь должна быть построена дополнительная парковка для магазинов, с которых он будет получать дополнительную неплохую плату. «Подсовывая» владельцам имущества «выгодного» покупателя и подталкивая на таргувыю сделку, священник хотел обвинить собственников храма в алчности, которая якобы и стала причиной «изгнания» его и прихожан. Однако, совершенно очевидно, что прот. Лукьянов очень хотел бы уничтожить всякое свидетельство о своем преступном пребывании в Ред Бэнке.

Восстановление храма

Однако, Казачий Союз решил продолжить дело по поддержанию православного храма в Ред Бэнке. Нашлись люди, желающие восстановить храм. Это вызвало недовольство протоиерея Сергия Лукьянова и Синода, что было выражено в заказной статье местной газеты, где публично сообщалось, что, по указу Первоирарха РПЦЗ, митрополита Илариона, раз и навсегда закрывается приход Святого Николая в Ред Бэнке, и открытие другого прихода митрополит не благословляет (статью можно прочитать здесь: https://tworivertimes.com/red-banks-russian-orthodox-church-to-find-new-home/ ). Тем не менее, затея по продаже храма под снос провалилась — люди взялись за восстановление. Тогда прот. Сергий Лукьянов начал кампанию дезинформации. Им был выпущен пресс-релиз, где реальная ситуация была полностью перекручена, приход и его Церковный совет оклеветаны, а в конце все верующие предупреждались «избегать группу, именующую себя «Св. Николаевская церковь», которая не признает духовной власти и посвящает значительное количество времени и денег, чтобы оклеветать нашего Митрополита, наше духовенство и наших боголюбивых прихожан»:

http://archive.eadiocese.org/News/2014/oct/redbank/statement.ru.htm (русская версия);

 http://archive.eadiocese.org/News/2014/oct/redbank/statement.en.htm (английская).

Наше время

Своими силами прихожане, насколько могли, восстановили опустошенный храм, правда, иконостас, Алтарь и купол с крестом пока оборудовать не смогли. Все это время у прихода нет священника, и верующие проводят богослужения своими силами по мирскому чину: служат всенощные бдения и акафисты, а вместо Литургий – обедницы. Восстановлена и детская школа, воспитанники которой регулярно готовят выступления к большим праздникам.

В декабре 2014 года, после 7 лет фактического изгнания, община в родном храме впервые отметила Приходской Праздник: https://www.youtube.com/watch?v=rRH8JPQEVyM&t=150s (фрагмент); в  2015 году  -первоеРождество: https://www.youtube.com/watch?v=OoqJQNAsUQs  (фрагмент),

 https://www.youtube.com/watch?v=o5XWajq3Qec  (фрагмент);

и первую Пасху: https://users.livejournal.com/nadejda—/56850.html (фотоотчет).

В конце январе 2018 года казаки перевели собственность храма на имя Свято-Николаевского прихода – на СВОБОДУ – теперь никто не может угрожать храму быть проданным, разрушенным. Документ о принадлежности церкви Свято-Николаевскому Приходу содержит экстремально сильное ограничение на ее продажу: на этом месте всегда должна оставаться церковь и церковная школа. Данное ограничение должно свести к нулю количество желающих продавать это многострадальное святое место. Отчет о праздновании первого Христова Рождества на свободе можно увидеть здесь: https://users.livejournal.com/nadejda—/65683.html   https://www.youtube.com/watch?v=VWhuQxNPNg0&t=2s  (фрагмент).

28 ноября с.г. в доме для престарелых людей «The Wesleyan in Red Bank» (United Methodist Communities), что напротив храма, силами школы Св. Николая был дан благотворительный концерт в честь Дня Благодарения. Отчет о проведении концерта представлен здесь:

Судебное разбирательство по факту вандализма

В 2015-2016 году приход начал судить прот. Лукьянова, вандализировавшего храм, митрополита РПЦЗ Илариона, чьим Указам за номером № 08.163.14 прот. Лукьянов обосновывает учиненный им вандальный разгром православной церкви, церкви Св. Александра и св. Георгия, в которых, предположительно, хранилось наворованное имущество церкви Св. Николая, а вместе с ними, автоматически, Синод РПЦЗ, ответственный за своих клириков и священноначалие: ДЕЛО ЗА НОМЕРОМ: “MON-L-940-16” . Обвиняемые все эти долгие годы, конечно, пытались оттянуть судебное разбирательство насколько это возможно, тем более, что речь шла о суде с присяжными (трудно представить нормального человека, который соответственным образом не расценил бы фотографии и видео разрушений: https://users.livejournal.com/nadejda—/35538.html). Несколько раз адвокаты обвиняемых предлагали приходу деньги за мировое соглашение вместо присяжного суда, но в таком размере, что на них даже электричество не починишь – поэтому приход отказывался. Наконец, 3 июня с.г. судья предупредил адвокатов обвиняемых, что в последний раз предлагает кончить дело мировым соглашением и потому им необходимо прислушаться к требованиям нашего прихода. Приход же объяснил судье, что главное – это не деньги выиграть (ущерб был нанесен на сумму около 200,000 долларов), а восстановить храм, хотя бы в основном: построить алтарь, иконостас, купол с крестом, вернуть главные иконы с иконостаса – у священнончалия, которое прот. Сергий впутал в данную историю, есть возможности сделать это даже бесплатно. Предложенных 30,000 долларов приходу едва хватит на восстановление электричества и оплаты услуг адвоката. Судья признал требования прихода разумными и приемлимыми. Да и все были согласны. Казалось, восстанови разрушенное и верни назад чужое. Но нет. Противная сторона опять стала тянуть, саботируя договоренности: присланный ими вариант соглашения был абсолютно другой, чем тот, который судья записал и подписал (подписи всех адвокатов также имеются) в черновике. Они, видите ли, хотят убрать из согашения обязательство вернуть в храм алтарь, иконостас, купол с крестом и главные иконы храма на их место. Однако, согласившись 3 июня вернуть все это – они уже косвенно признали себя виновными: взявшими и разрушившими ЧУЖОЕ. А теперь они хотят от своих «признаний» любыми уловками отказаться — вместо того, чтобы покаяться и исправиться, восстановив как можно скорее разрушеннное ими святое место.  Так что дело тянется.

А тем временем, прот. Лукьянов, под защитой первоиерарха митрополита Илариона, продолжает сеять зло и в других церквях и приходах, потому что ненаказанное преступление всегда множится и усиливается.  Прот. Лукьянов навсегда покрыт несмываемым позором разрушений во имя личной наживы многих церквей и приходов в РПЦЗ. Надеемся, что никто не желает попасть в историю Православия вместе с этим человеком в качестве вандала, кощунственно надругавшегося над церковью. Но факты говорят о том, что пока вандал Лукьянов тянет многих за собой, связывает всех в греховное единство, и не дает никому выйти из круга преступных, порочных дел. Увы!

Что осталось после прот. Сергия Лукьянова:

Надежда Мамышева

Митрополита РПЦЗ Илариона (Капрала) и протоиерея Сергия Лукьянова судят за вандализм над православным храмом обновлено: Декабрь 23, 2019 автором: maximus