Все обвинения в адрес архимандрита Александра (Беля) оказались клеветой

29 Февраль, 2020

25 февраля 2020 г. на официальном сайте Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей было опубликовано постановление Архиерейского Синода РПЦЗ (МП) от 18 февраля 2020 г., утвердившее необоснованное и неканоническое решение епархиального суда Восточно-Американской епархии РПЦЗ (МП) о незаконном «лишении сана» архимандрита Александра (Беля).

Архиепископ Елпидофор и архимандрит Александр (Беля) на празднике Феофании в Тарпон-Спрингс (6 января 2020 г.)

В начале следует напомнить, с чего же началось «Дело архимандрита Александра (Беля)». В декабре 2018 г. согласно письменного ходатайства Первоиерарха РПЦЗ (МП) митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона на Архиерейском Синоде РПЦЗ (МП) архимандрит Александр (Беля) большинством голосов был избран на викарного епископа Восточно-Американской епархии РПЦЗ, а 30 августа 2019 г., после всестороннего изучения и рассмотрения этого вопроса, решение Синода РПЦЗ (МП) о избрании о. Александра епископом Майамским было утверждено Патриархом Московским и Священным Синодом РПЦ (Журнал № 106). Митрополит Иларион поздравил архимандрита Александра с утверждением избрания, но уже на следующий день под давлением епископа Манхэттенского Николая (Ольховского), викария и секретаря Восточно-Американской епархии и заместителя секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ, отказался от встречи с отцом Александром. Более подробно об этом с приложением копий оригиналов документов изложено здесь .

Вероятно, руководство епархиального совета очень боялось, что архимандрит Александр, став епископом, войдет в состав совета и увидит, куда на самом деле идут епархиальные деньги. После этого с целью дискредитации и устранения о. Александра были распространены клеветнические и ложные слухи, будто бы Синод РПЦЗ (МП) не рассматривал и не утверждал кандидатуру архим. Александра (Беля), а Первоиерарх будто бы документов не подписывал. Основываясь на этом неправдивом утверждении (почерковедческая экспертиза подтвердила подлинность подписей Митрополита Илариона на документах, относящихся к этому делу), была предпринята попытка отстранить архимандрита Александра (Беля) от управления собором св. Матроны Московской в Майами и ставропигиальным монастырем свт. Николая в Форт-Майерсе (штат Флорида, США), с целью их дальнейшего захвата рейдерским путем и продажи. Для этого была создана преступная группа, в которую вошли В. Задорожный, И. Цыбин и И. Бабенко, действовавшие с поощрения и по наущению епископа Манхэттенского Николая. Эти лица развязали кампанию клеветы и дискредитации против о. Александра, собирали против него в монастыре вымышленные слухи и писали клеветнические письма и доносы. Как позже выяснилось, на основании этих выдуманных свидетельств и голословном, бездоказательном оговоре 3 сентября 2019 г. решением совета Восточно-Американской епархии РПЦЗ (МП) был издан указ о снятии архим. Александра (Беля) с занимаемых должностей и запрещении в служении. В последовавшем обращении к Митрополиту Илариону и членам епархиального совета архим. Александр попытался донести слова о своей невиновности, лживом и надуманном характере жалоб, но Митрополит Иларион даже не встретился с ним, отказавшись выслушать объяснения и даже запретив прихожанам обращаться с подобными обращениями. Подробно об этом читайте по ссылке в конце текста.

В опубликованном Постановлении Синода РПЦЗ (МП) от 18 февраля 2020 г. отмечено, что именно поступившие свидетельства от В. Задорожного, И. Цыбина и И. Бабенко послужили причиной начавшихся разбирательств и запретов против о. Александра, но тут же Синод признал, что эти их обвинения и свидетельства не могут быть приняты. И как можно было изначально принять свидетельства от этих криминальных лиц: Вячеслав Задорожный находится в федеральном розыске в России за финансовое мошенничество, Иван Бабенко скрывается от правоохранительных органов США за незаконное использование огнестрельного оружия и покушение на жизнь. Как видим, по всему обвинения архим. Александра и факты нарушений не подтвердились, и как подчеркнуто в постановлении того же Архиерейского Синода РПЦЗ (МП): «обвинения СНЯТЫ». Но заметим, что они были сняты Митрополитом Иларионом еще 8 июля 2019 года.

Увидев, что все обвинения неправомочны и надуманны, они должны были извиниться и отменить неправомерно наложенное временное запрещение о. Александра.

Стоит сказать, что архим. Александр ничего не делал и не делает без благословения священноначалия, и вместе с приходом собора святой Матроны был принят в каноническую православную юрисдикцию Американской Архиепископии Вселенского Патриархата, имея на руках отпускную грамоту Первоиерарха РПЦЗ, которая заверена нотариально и прошла почерковедческую экспертизу на предмет подлинности подписи Митрополита Илариона. Соответственно, для клирика другой канонической Православной Церкви, который перешел с отпускной грамотой, все нынешние решения Синода РПЦЗ (МП) уже не имеют силы. И новые обвинения в Постановлении не имеют для о. Александра канонической силы и значения. К тому же, в них отсутствует здравый смысл, а сами они противоречат святым канонам Вселенского Православия.

24 февраля мы узнали уже о совершенно новых обвинениях (поскольку прежние были сняты и более не ставятся в вину) и о сразу вынесенном вердикте по ним. Поскольку эти новые обвинения и с точки зрения канонов, и с точки зрения здравого смысла нелепы, хотим разобрать их и показать, что они не имеют под собой никаких обоснований.

Обвинение относительно гостиницы при соборе. Всем известно, что при большинстве монастырей, а также нередко при соборах и храмах, для нужд паломников устраиваются странноприимные дома (гостиницы), причем они находятся на территории монастырей, и в них останавливаются как мужчины, так и женщины. Это древняя традиция христианского гостеприимства. Киево-Печерская и Почаевская Лавры, Оптина пустынь, Дивеевский и Валаамский монастыри, Аризонский монастырь Антония Великого и многие другие… На Святой Горе Афон при каждом из монастырей и скитов имеются монастырские архондарики (гостиницы). Во всех крупных обителях во всех Поместных Православных Церквях есть паломнические гостиницы или комнаты. За пребывание в них паломники как правило оставляют пожертвования, которые идут на нужды монастыря или храма. Так в чем же здесь «нарушение канонов», что за создание гостиницы при храме в Майями Синод РПЦЗ (МП) решил «лишить сана» архим. Александра?! За всю двухтысячелетнюю историю христианства это первый случай, чтобы за такое пытались «лишить сана»!

Что касается не менее нелепого обвинения в том, что при храме проживают монахини, послушницы и мирянки из Украины, то это обвинение и вовсе поразило всех глубинным безумием. Ведь проживание монахинь при храмах и в мужских монастырях или наоборот довольно часто практикуется во всех Православных Церквях, в том числе и РПЦ и РПЦЗ (МП). Вот только несколько примеров: в основанном прп. Софронием (Сахаровым), учеником прп. Силуана Афонского, православном Иоанно-Предтеченском монастыре в графстве Эссекс (Великобритания) действуют одновременно мужская и женская общины. Точно также в Городницком Свято-Георгиевском монастыре Московского Патриархата (Житомирская область, Украина) действуют одновременно мужская и женская общины, которые проживают в одном корпусе и пользуются одной трапезной. И это далеко не единственные примеры смешанных обителей. При многих женских монастырях расположены епископские резиденции, где постоянно живут архипастыри, а монахини и послушницы присматривают за домами и покоями. У приснопоминаемого Патриарха Алексия и ныне здравствующего Патриарха Кирилла в резиденции проживают монахини. Также и в здании Синода РПЦЗ (МП) на Манхэттене, в резиденции Митрополита Илариона, часто останавливались монахини и женщины, помогавшие в Синоде. Кроме того, в гостинице Покровского монастыря в Москве, в котором находятся мощи святой Матроны, останавливается как Митрополит Иларион, так и другие иерархи, также останавливаются и монахини, и женщины. Резиденция, в которой постоянно проживает Митрополит Киевский и вся Украины Онуфрий, расположена на территории женского Свято-Пантелеимоновского монастыря, и там у Блаженнейшего Митрополита Онуфрия неоднократно гостили иерархи Русской Зарубежной Церкви. Неужели они забыли об этом? Так в чем тут вина архим. Александра? Зачем умышленно перекручиваются факты, и снова выдвигаются надуманные обвинения в адрес о. Александра, причем со ссылками на каноны, которые в данном случае совершенно неуместны?

Хочется заметить, что во время первосвятительских визитов во Флориду, Митрополит Иларион неоднократно останавливался и в гостинице Майамского собора, и в монастыре святого Николая, и никогда у него не возникало никаких замечаний. Но, наоборот, он всегда хвалил и настоятеля, и прихожан, и матушек, которые проявляли истинное гостеприимство во время его визитов. Что же касается постоянно живущих в гостинице монахинь, инокинь и сестер милосердия, то они прибывают во Флориду для несения послушания – непрестанного чтения Псалтири при Майамском соборе (единственном месте в Америке, где постоянно читается Псалтирь), которое с праздника Успения Пресвятой Богородицы 2016 года совершалось по благословению Первоиерарха Митрополита Илариона и Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Имеется благодарственное письмо от Первоиерарха РПЦЗ Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию за помощь в организации такого благого дела, как чтение Неусыпаемой Псалтири. И за это теперь выдвигаются обвинения? Неужели молитва стала сейчас мешать Русской Зарубежной Церкви?

Рассмотрим следующие обвинение – в том, что якобы были неправильно оформлены документы на общины.

За годы служения архим. Александра во Флориде удалось приобрести наибольший на юго-восточном побережье Америки храм, которому указом Первоиерарха присвоен статус собора; удалось возродить монастырскую жизнь в монастыре святого Николая, находившегося на тот момент на грани закрытия: возобновились ежедневные богослужения, увеличилось число братии, отремонтированы монастырские постройки. Все эти труды архимандрита Александра отмечены многими наградами Поместных Православных Церквей. Только Митрополит Иларион удостоил его трех церковных орденов и Синодальной грамоты. Кроме того, сам Первоиерарх дважды за 8 лет ходатайствовал ко Святейшему Патриарху Кириллу о награждении архимандрита Александра орденами Русской Православной Церкви, в том числе и к 40-летию основания монастыря святого Николая за труды по его возрождению.

В 2014 году секретарь епархии протоиерей Сергий Лукьянов во время посещения храма святой Матроны с удовлетворением отметил, что настоятелю храма о. Александру удалось за очень короткий срок наладить богослужебную и приходскую жизнь храма. Стараниями старосты прихода Ивана Бели регулярно выпускается газета «Флорида Православная», которая распространяется по всему большому Майами и знакомит всех его русскоязычных жителей с основами веры, рассказывает о церковных праздниках, о святых угодниках Божиих, о подвижниках благочестия и о многом другом ( https://ru.eadiocese.org/news_170104_63 ).

С каких пор восстановление монастырей, возрождение церковной жизни и распространение Православной веры стало считаться преступлением?

До избрания во епископа о. Александр имел поддержку Первоиерарха и епархиального совета, так что совет попросил его возглавить новосозданное Флоридское благочиние. Но в 2019 году, с избранием на епископа, он вдруг стал неугоден священноначалию РПЦЗ (МП), которое организовало против него клеветническую кампанию.

Собор св. Матроны Московской и монастырь св. Николая зарегистрированы согласно закону о безналоговых организациях штата Флорида. Закона никто не нарушает. Точно также зарегистрированы и многие другие храмовые комплексы в США, в строгом соответствии с действующим законодательством Америки. И митрополит Иларион изначально знал все подробности этого вопроса, ведь он и давал свое благословение и согласие на это. Отметим, что 90% всех православных храмов в Америке принадлежит корпорациям. Кроме того, главный храм Русской Православной Церкви – Храм Христа Спасителя в Москве, не принадлежит Церкви, а управляется фондом. Православный Крестовоздвиженский собор в Женеве Русской Зарубежной Церкви также принадлежит фонду, который им управляет. И таким примеров много. И то, что под предлогом изменения права собственности ряд сторонних лиц теперь хотели завладеть имуществом собора и монастыря, в РПЦЗ, увы, это не впервые. Этим и объясняются все эти претензии и обвинения.

Почему о. Александр не допустил следственную комиссию и не явился на епархиальный суд? 1. Во-первых, о. Александр и прихожане неоднократно пытались встретиться со своим правящим архиереем митр. Иларионом и дать пояснения. Ведь его дело, как кандидата во епископа, должна была рассматривать не епархиальная комиссия, а тот орган, который избрал его на епископа, т.е. Синод. Но митр. Иларион отказался принять и выслушать архим. Александра и прихожан для объяснения сути дела, отказался рассматривать и письменные обращения, издав запрет обращаться по этому делу к нему и Синоду. Этим были грубо нарушены каноны и принципы соборности, действующие в Православной Церкви. 2. Все говорило о том, что искусственное судилище не желает и боится знать правду. Откровенная клевета и заказной характер этого дела, ангажированность и недобропорядочная репутация членов следственной комиссии свидетельствовали о незаконности «расследования», результаты которого были заранее предопределены. 3. Зная о заранее заготовленных надуманных обвинениях и решениях и истинных целях срочного созыва совета Восточно-Американской епархии 3 сентября 2019 года, на котором планировалось легитимировать рейдерский захват храмовых комплексов в Майями, архим. Александр до этого, 2 сентября 2019 года, подал прошение и был каноническим способом принят в клир Американской Православной Архиепископии Вселенского Патриархата на основании отпускной грамоты. Поэтому не было надобности принимать комиссию и ехать на суд, незаконное решение которого было уже заранее предопределено.

Стоит сказать, что несправедливое давление и гонение в РПЦЗ на иерархов и духовенство прослеживается не одно десятилетие. Как и теперь, прежде они осудили святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича), архиепископа Пантелеимона (Рудыка), игумена Германа (Подмошенского), сподвижника иеромонаха Серафима (Роуза), и других, кого обвинили беспочвенно, и которые вынужденно ушли из РПЦЗ. Достаточно вспомнить недавний вопиющий случай, когда руководство Восточно-Американской епархии РПЦЗ (МП) лишило сана священника Вадима Арефьева, а его храм в Бруклине на Брайтон-Бич вместе с домом милосердия были проданы, а деньги присвоены себе (подобный отработанный рейдерский сценарий планировалось осуществить и в Майами). Впоследствии это дело перешло в гражданский суд, и епархия дело не выиграла. Никто перед о. Вадимом не извинился и в сане его не восстановили. Руководство РПЦЗ (МП) дошло до того, что отменяет Таинства по надуманным причинам. Хотя, чему тут удивляться, если когда-то они перекрещивали людей, крещенных в Московском Патриархате, а сегодня имеются случаи, когда перекрещивают тех, кто был крещен неполным погружением и по многу лет причащался Святых Христовых Таин.

Еще в одном судебном деле против Митрополита Илариона и Восточно-Американской епархии, обвиненных в вандализме против Свято-Николаевской церкви в Ред Бэнке, РПЦЗ (МП) ныне начала выплачивать деньги приходу – дело о вандализме подтвердилось, и епархия пошла на мировую.

В этой ситуации поучительно вспомнить такой случай из истории Церкви: когда митрополит Ростовский Арсений (Мациевич; +1772) выступил против антицерковных реформ Екатерины II, то Святейшим Синодом за это он был незаконно лишен сана и сослан в заточение. Но сегодня именно он прославлен и чтится Церковью в лике святых. К сожалению, история знает очень много подобных случаев, когда гонения и прещения на священнослужителей имели заказной и неканонический характер, как и в случае с архим. Александром (Беля).

В этом году Русская Зарубежная Церковь отмечает свое 100-летие, но, приходится с прискорбием признать, что сегодня в лице своего священноначалия это уже не та Церковь, которая была в начале и середине этого пути. Это не та Церковь, которая все годы правления богоборческого коммунистического режима твердо и свободно отстаивала Истину и обличала беззакония безбожников и их спецслужб. Это не та Церковь, которая являлась свободным голосом подъяремной «Тихоновской» катакомбной Истинной Православной Церкви на Родине, иерархи которой не приняли отступническую Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о признании советской власти и за это последним были подвержены незаконным прещениям, а со стороны НКВД-КГБ – жестоким репрессиям, тюрьмам и расстрелам. Большинство из этих «непоминающих» архипастырей и пастырей Истинной Церкви Христовой, несмотря на всякие неканонические «прещения» и «запреты», были прославлены в 1981 году Собором прежней подлинной РПЦЗ в лике Святых Новомучеников и Исповедников Российских, а в 2000 году были прославлены в лике святых и Собором Русской Православной Церкви.

Митрополит Сергий (Страгородский), действуя по наущению безбожных спецслужб, в 1920-е – 1930-е годы подверг их, сотни достойнейших архипастырей и пастырей, незаконным «прещениям». Но, несмотря на это, большинство из них ныне почитаются в лике святых. Точно также митр. Сергий пытался подвергать незаконным «прещениям» и весь епископат Русской Зарубежной Церкви лишь за то, что тот отказывался сотрудничать с советскими безбожными спецслужбми, быть их тайными агентами и выполнять их требования. Печально видеть, как от имени некогда Свободной Церкви ныне совершаются преступления и накладываются незаконные «прещения», как это когда-то делали безбожники и по отношению к самой РПЦЗ.

Руководство Синода РПЦЗ (МП) пошло на тяжкий грех, заявив о «лишении сана», который оно никогда не давало архим. Александру. Но как можно отнять то, что тебе не принадлежит, что ты никогда не давал? Незаконно заявляя о «лишении» сана клирика другой канонической Православной Церкви, на которую не могут распространяться их решения, они попирают священные каноны и вторгаются в пределы другой Поместной Церкви, и этим сами себя подвергают каноническим прещениям («под свою же анафему падоша»). Да и как какой-то формальной и ложной канцелярской бумажкой можно лишить пастыря Христова благодати Духа Святого, полученной при Таинстве Рукоположения? Неужели они думают, что могут приказывать Самому Богу?!

Наследуя пример Святых Новомучеников и Исповедников Российских, которые, получая беззаконные указы от митр. Сергия (Страгородского) о «прещениях» и «лишениях», отправляли их обратно автору, так поступаем и мы, отправляя в Синод РПЦЗ (МП) их неканоническое и беззаконное постановление. И как писал священномученик митрополит Иосиф (Петровых) Петроградский по поводу «прещений» митр. Сергия и его Синода: «У нас, по нынешним обстоятельствам, не имеется других средств, кроме как решительный отход от него [от Синода] и игнорирование его распоряжений, и пусть эти их распоряжения приемлет одна всетерпящая бумага да всевмещающий бесчувственный воздух, а не живые души верных чад Церкви Христовой» (25 дек./7 янв. 1927/1928 г.).

Как бы руководители Восточно-Американской епархии РПЦЗ (МП) не лили грязь на архим. Александра, люди, поначалу смутившиеся и отошедшие от Майамского собора в связи с последними событиями, сегодня вновь возвращаются, и, разобравшись в ситуации, просят прощение у батюшки и с сожалением смотрят на происходящее ныне в РПЦЗ (МП).



Дополнительные материалы:

Свободен ли в своих решениях митрополит Иларион? «Майамский кризис» в РПЦЗ

Митрополита РПЦЗ Илариона (Капрала) и протоиерея Сергия Лукьянова судят за вандализм над православным храмом

Гонения на святителя Иоанна Шанхайского или «Калифорнийский конфликт» в Русской Зарубежной Церкви


ENGLISH VERSION >>>

Все обвинения в адрес архимандрита Александра (Беля) оказались клеветой обновлено: Март 12, 2020 автором: maximus