Апостол Фома (I в.)
Апостол Фома – один из двенадцати самых близких учеников Господа нашего Иисуса Христа. Его память празднуется 19 октября, а также в первое воскресенье после Пасхи, которое называется «Фоминым».
Фома был рыбаком и жил в Галилее. Услышав проповедь Иисуса Христа, он оставил все и пошел за Мессией. Что интересно, имя Фома – арамейское, тогда как у других учеников Христовых – имена греческие. Собственно, Фома – это было не имя, а прозвище. Апостола звали Иуда Фома. И вот вторая часть этого имени, обозначает близнец – так другие апостолы его называли за поразительное внешнее сходство с Самим Господом.
Когда речь заходит об этом святом, часто возникает бытовое или народное прозвище Фомы – «неверующий». Внимательно читая Священное Писание, становится понятно, что этот ученик Христов не был неверующим в обычном нашем смысле этого слова; здесь точнее будет употребить слово «не поверивший». О нем есть всего несколько упоминаний в Евангелии, и все они появляются в ключевые момент, и свидетельствуют о его невероятной вере во Спасителя.
В Евангелии от Иоанна (Ин. 20: 19-31) повествуется о явлении воскресшего Спасителя сначала апостолам, среди которых не было апостола Фомы, наедине переживавшего трагедию казни Иисуса, а потом и о встрече Христа с Фомой. Господь тогда показал Фоме, не поверившему рассказу других апостолов о Воскресении Учителя, Свои раны, таким образом, доказав, что после Своего Воскресения Он имел не призрачную или воображаемую плоть. Вкладывая пальцы в раны Господа, апостол удостоверился, что это был Тот Человек, Которого он знал. Ведь неверие или сомнение Фомы могло основываться еще и на том выше указанном факте, что он сам был внешне очень похож на Иисуса, а весть о воскресении могла появиться из-за того, что кто-то видел в городе человека похожего на Мессию или самого же Фому. Поэтому он буквально и выразил свою позицию тем утверждением, что настоящий Христос – это Тот, у Которого пронзены руки и ребро. Таким образом, он убедился в истинности Воскресения Христова. Эта история о том, что Фома не поклонился видению воскресшего Христа, также учит верующих осторожному отношению к духовным вещам.
Интересно, что об апостоле Фоме говориться лишь в Евангелии от Иоанна. Это объясняется тем, что Иоанново Евангелие было написано в ответ на апокрифическое произведение «Евангелие от Фомы», не принятого в канон Нового Завета и противоречащее всем каноническим евангельским текстам.
Промыслом Божьим, апостол Фома донес благую весть дальше всех. Согласно церковному преданию, святой апостол Фома благовествовал в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, где основал Церкви. Имеется свидетельство I века, утверждающее, что он дошел даже до Китая.
В то время территория Индии уже была разделена княжества, а общество на касты. Поэтому чтобы основать здесь Церковь, нужно было сначала обратить к вере представителей высшей касты. Так, апостол Фома крестил сына и жену царя индийского города Мелиапора (Мелипура). По преданию, его проповедь была успешной, и он даже построил здесь храм.
Согласно житию, ученик Христов однажды покинул Индию и прибыл в Иерусалим, чтобы поучаствовать в погребении Пресвятой Богородицы, но опоздал. Заплакав у Ёе гроба, апостолы отвалили камень, но тела Девы Марии не было. Вскоре они увидели Пречистую на облаке.
Последний период жизни, а это 68-72 годы I века, апостол Фома провел в индийском городе Мадрас, о чем говорят местные историки. Здесь же он и погиб. Местный брахман решил избавиться от популярного среди людей проповедника, и нанял людей, которые пронзили апостола копьями. По другой версии – был убит топором для жертвоприношений.
Интересно, что индийцы, прихожане Малабарской церкви, до сих пор называют себя учениками апостола Фомы, а его житие изображают в песнях и танцах, которые передают из поколения в поколение. Знаменитый мореплаватель Васко да Гама, побывав в Индии, отмечал, что даже местные мусульмане почитали Фому как святого и поклонялись его могиле.
В III веке мощи святого были перенесены в Эдессу, а в XII веке, из-за угрозы нападения сарацин, — на греческий остров Хиос. В XIII веке мощи оказались в городке Ортона в Италии. Части мощей хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.