Мученики-страстотерпцы Борис и Глеб – первые русские святые

28 Апрель, 2016

Мученики-страстотерпцы Борис и Глеб – первые русские святыеМученики-страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья равноапостольного князя Владимира Великого, братья князя Ярослава Мудрого и правнуки святой Княгини Ольги, которые трагически погибли в 1015 году во время междоусобной борьбы за Киевский престол.

Во время княжения своего отца на Киевском престоле, братья правили в удельных княжествах – Борис в Ростовском, а Глеб в Муромском. Владимир Великий видел в мудром, честном и мужественном Борисе своего наследника. Но по-другому считал старший сын – Святополк, вошедший в историю под прозвищем «Окаянный» (проклятый, нечестивый) – так его назвали за убийство своих благочестивых братьев. Отметим, что междоусобные войны между князьями-братьями были довольно частым явлением в общественной жизни Киевской Руси.

После смерти святого Владимира в 1015 году, Святополк завоевал власть и задумал страшный грех. Ростовский князь Борис, который был тогда в походе против печенегов, стоял с войском на реке Альте (ныне это место примерно Переяслав-Хмельницкий и Бориспольский районы Киевской области). Военные уговаривали молодого князя, которому на то время было 25 лет, пойти и силой занять Киевский престол. На что благочестивый Борис ответил, что не желает проливать братской крови, а старшего брата стал называть отцом. Когда князь Мученики-страстотерпцы Борис и Глеб – первые русские святыеостался один, убийцы посланные Святополком подступили к его шатру и убили Бориса. Тело Ростовского князя было перевезено в Вышгород (княжеский город севернее от Киева) и похоронено в городской церкви.

В то время в стольный град направился и меньший брат – Муромский князь Глеб. Он не знал, что отец уже умер, а Святополк вызвал его от имени князя Владимира, который якобы звал своего младшего сына. В дороге ложь выяснилась, но Глебу все же не удалось избежать гибели – под Смоленском его постигла участь Бориса. Там  же его и погребли. В 1019 году, когда князь Ярослав Мудрый одолел Святополка и воцарился в Киеве, то отыскал захоронение младшего брата и перенес его тело в Вышгород, похоронив около Бориса.

Важно отметить то, что вскоре после гибели братьев, еще до официальной канонизации, почитание Бориса и Глеба распространилось среди всех слоев народа. К их могилы в городе Вышгороде, шли на поклонение те, кто хотел  исцеления и чудесной помощи.

Волна народного почитания мучеников-страстотерпцев оказалась такой сильной, что, несмотря на сомнения и сопротивление представителей Византийской Церкви, а все Киевские Митрополиты в то время направлялись на Русь с Византии, канонизация братьев-мучеников произошла довольно скоро. Дело в том, что Греческая Церковь вообще знала очень мало святых мирян. Наиболее почитались такие святые как монахи-Мученики-страстотерпцы Борис и Глеб – первые русские святыеподвижники и архиереи, а отдельных мирян канонизировали как мучеников за веру. Но русские братья-князья «не вписывались» к этому типу святости. Ведь их мученическая смерть была связана не с гонениями на веру, а с борьбой за власть. Даже после того, как сам князь Ярослав Мудрый рассказал митрополиту Иоанну о чудесах, которые происходят на могиле Бориса и Глеба, то остался в «сомнении». Сомневался и  митрополит Георгий, который стоял во главе древнерусской церкви в 1072 году, когда мощи святых переносили в новый храм. Для таких сомнений у них была веская причина — слишком необычными с точки зрения канона Византийской Церкви были эти святые.

Однако, вскоре чествование страстотерпцев Бориса и Глеба вышло за пределы Киевской Руси, вероятно, в конце XI века их почитание  было принято в самой Византии. В Константинопольском храме Софии установили икону Бориса и Глеба. В Испагасе возвели в честь них церковь. Также сохранилось житие князя Бориса, написанное на армянском языке. Кроме того, в Чехии, в Сазавском монастыре, в честь мучеников был посвящен один из храмовых пределов, куда перенесли частицы мощей святых.

Итак, канонизация  князей Бориса и Глеба состоялась в 1072 году, причем не местная, а сразу общецерковная.  При этом существует версия, что канонизация была позже – в 1115 году.

Boris_i_gleb_2Братьев называют первыми русскими святыми. Но здесь необходимо уточнить несколько моментов. Во-первых,  первыми по времени мучениками были варяги Феодор и его сын Иоанн, замученные язычниками в Киеве в 978 году. Уже вскоре началось их почитание как святых. Среди русских святых первыми являются святые княгиня Ольга и князь Владимир. Однако Византийская Церковь, опасаясь возвеличивания собственных русских святых такого ранга, долго не признавала их канонизацию. И вот именно канонизация князей Бориса и Глеба стала первой общецерковной, и положила начало русским святцам. К тому святые были названы чудотворцами и молитвенниками перед Богом за Русскую землю и ее народ.

Как бы там ни было, в 1115 года в городе Вышгороде, на месте сгоревшей Васильевской церкви, была построена Борисоглебская, куда и перенесли мощи святых. С того времени город стал центром почитания этих святых. Храм был разрушен в 1240 году при нашествии татаро-монгол.  Тогда же и были утеряны мощи святых угодников Божиих. Сегодня вышгородский храм святых Бориса и Глеба восстановлен и ежегодно, в дни памяти святых, становится областным центром празднования.

Кроме того, известными Борисоглебскими церквями являются: собор в Чернигове, церковь в Новгороде и под Суздалем (все XII в.).

День памяти святых Бориса и Глеба отмечается —15 мая,  6 августа и 18 сентября.

Мученики-страстотерпцы Борис и Глеб – первые русские святые обновлено: Апрель 26, 2016 автором: maximus