Свято-Германовский съезд молодежи: Вооружаем молодежь для духовной борьбы

30 December, 2013

«Окружающая нас среда все больше и больше отдаляется от основ христианства, и появляются влияния, которые если не открыто антицерковные, то, по меньшей мере, и не полезные, – сказал иерей Вячеслав Давыденко (клирик Св. Троицкого храма в Торонто, Канада). – Здесь молодежь укрепляет свою веру и получает дозу иммунитета».

Более тридцати лет в декабре молодежь собирается вместе на духовные собрания, чтобы почтить преп. Германа Аляскинского, чья память отмечается 25 декабря. Св. Германовские съезды обычно проходят в разных приходах Восточно-Американской и Канадской епархий, а недавно, с целью привлечь еще больше молодых людей, подобные съезды стали проводить у себя также Средне- и Западно-Американская епархии. В этом году Св. Германовский съезд на Восточном побережье совместно принимали Св. Серафимовский храм-памятник гор. Си-Клиф и соседний Покровский храм гор. Глен-Ков, шт. Нью-Йорк.

Программа съезда нынешнего 2013 г. включала лекции всемирно известного проповедника и духовного писателя прот. Андрея Ткачева (настоятель храма свят. Луки Крымского в Киеве, Украина) и прот. Анастасия Ятрелиса (настоятель храма свв. Кирилла и Мефодия гор. Саммервилль, шт. Юж. Каролина), различные рабочие сессии, вечера вопросов и ответов, общие мероприятия – пение калядок и концерты, на которых молодежь демонстрировала свои таланты, и, конечно же, богослужения в праздник преп. Германа Яляскинского.

«Цель этих съездов – предоставить молодежи возможность провести вместе зимние каникулы вместо того, чтобы посещать другие мероприятия и вечеринки, ‒ говорит архиеп. Монреальский и Канадский Гавриил, возглавлявший съезд. – Лекциями, вечерами вопросов и ответов, в ходе которых они могу выразить себя и задать вопросы духовенству, мы хотим донести до них нечто духовное».

Такой способ общения между молодежью и духовенством, вероятно, является одним из самых важных аспектов этих съездов. Около десяти клириков Восточно-Американской и Канадской епархий нашли в своих занятых рабочих графиках время, чтобы принять участие в съезде в качестве лекторов, духовников и просто друзей молодежи. «Они не только проводят официальные части, но стараются общаться на какие-то простые темы. Чувствуется, что нет никакой непреступной грани», ‒ сказал Владимир Сухарев из Торонто.

Во время трапез и между лекциями духовенство общалось с молодежью и даже обменивалось с ними назидательными шутками. «Шутки очень часто располагают к общению, ‒ пояснил Сухарев. – Они стараются поддержать наши шутки, и мы их шутки поддерживаем и, таким образом, завязывается такое абсолютно неформальное отношение».

Может показаться странным, что духовенство шутило с молодежью, но такой вид общения, в конечном счете, приводит к чему-то большему. «Сегодня мы пошутили, и молодежь чувствует, что ‘Да, к нему можно подойти’, и завтра они подходят к батюшке с очень жизненно важными вопросами».

Протоиерей Георгий Лагодич из Монреаля, один из клириков, принимавших участие в съезде, считает, что проводить время с молодежью помогает ему не меньше, чем молодым людям. «Когда ты можешь оказывать воздействие на жизнь молодого человека таким образом, что это позволяет им расти и жить нормальной жизнью в сегодняшнем сумасшедшем мире, это дает тебе чувство удовлетворения, которое невозможно описать словами. Это гораздо больше, чем просто быть пастырем. Это возможность оказать пользу конкретному человеку».

Когда между духовенством и молодежью нет формальных границ, то вероятно было ожидать, что и рабочие сессии проходили бы более по-светски, по-мирски, но к нынешнему съезду это не относится. «Мы поднимали важные темы, относящиеся к тому, через что мы проходим и что на себе испытываем, а обсуждения и дискуссии, не нудные, конечно – они имеют смысл», ‒ пояснила Ксения Ярощук из Бостона.

Участники съезда имели возможность подавать вопросы на листочках бумаги священникам, которые за определенное время должны были подготовить ответы. По словам Сухарева, «ответы были феноменальные». «Я думал, что ответы будут ограничиваться – ‘да’ или ‘нет’, а у них было ограниченное время, скажем – три минуты, и им это часто не хватало, чтобы изложить свои ответы». В то время как вопросы касались как богослужебных, так и практических проблем, основной акцент делался на том, как в сегодняшнем мире жить здоровой духовной жизнью. «Мы живем в мире, где люди всегда стараются найти свой собственный ‘внутренний мир’, найти то, что ‘делает их счастливыми’, но здесь у нас есть возможность получить ответы на эти вопросы с православной точки зрения, и в этих вопросах заложено так много смысла», ‒ сказала Ярощук.

В то время как многие их ровесники проводят каникулы на пляже или лыжных курортах, участники Св. Германовского съезда решили провести свои зимние каникулы в духовной среде. Среднему студенту американского университета это показалось бы странным и даже не совсем приятным. И что такого в этих съездах, что молодые люди считают очень даже привлекательными? «Я уже шестой год приезжаю на один из таких съездов», ‒ говорит Ярощук. А Сухарев поясняет: «На пляже можно просто расслабиться, но здесь мы можем понять себя и познакомиться с другой молодежью. Это просто нельзя пропускать».

Ксения Ярощук признает, что когда она впервые стала приезжать на Св. Германовский съезд, она делала это ради того, чтобы быть со своими друзьями, а не потому, что была особо озабочена духовной их пользой. «Но потом я поняла, как здорово встречаться с людьми со всего мира, у которых общие с тобой интересы, и мы стали поддерживать связь на уровне духовном и общения». Когда я попросил ее привести пример этих общих интересов, она рассказала об одном неловком моменте, когда в субботу вечером друзья пригласили ее на вечеринку. «Трудно объяснить, как мне хочется жить нормальной студенческой жизнью, но в то же время я знаю, что должна ходить в церковь. Такие вещи сложно обсуждать с инославными. А когда приезжаешь сюда, можно разговаривать на эту тему с людьми, которые знают, что такое быть 20-летней американской студенткой и, в то же время, православной христианкой». С этим замечанием согласен и о. Георгий: «Эти съезды дают нечто, что остальной мир дать нашей молодежи не может – возможность найти православных друзей. И я вижу, что для нашей молодежи в этом мире есть надежда».

Св. Германовский съезд не только возрождает надежду для молодежи, но и для старших поколений, которые рассчитывают, что однажды они встанут во главе Церкви. «Молодежь ‒ это наше будущее, и это не просто шаблонная фраза, а на самом деле это те, кто когда-то, если Бог даст, будут отправлять нас в последний путь. И хотелось бы, чтобы они это сделали по всем традициям нашей Православной веры», ‒ говорит о. Вячеслав. А архиеп. Гавриил кратко поясняет свою мысль: «Если вы не заботитесь о церковной молодежи, то у вас не будет будущего».

Ключ к светлому будущему Церкви – поддержка и поощрение здоровых браков между православными мужчинами и женщинами, чтобы их дети росли под покровом Церкви. Св. Германовский съезд не только дает молодежи возможность общения с духовенством, но и позволяет им встретить своих потенциальных супругов. Архиепископ Гавриил, как наставник молодежи, вспоминает, как в 1988 г. Митрополит Виталий, открывая Св. Германовский съезд, говорил: «Сегодня вас здесь собралось 200 человек, и это значит, что в течение следующих пяти-десяти лет мы ожидаем 100 свадеб». Ксения Ярощук подтвердила, что возможность встретить будущего супруга действительно является одним из мотивов, почему так много молодежи принимают участие в этих съездах. – «У нас уже есть такая ходячая шутка: кто будет следующей парой, которая поженится?»

Находясь с Архипастырским визитом в Австралии, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейший митрополит Иларион сам лично не смог присутствовать на съезде, но прислал молодежи послание, в котором он также призвал их серьезно подумать о своем будущем, даже если в их планы не входит создание семьи. «Как будущее нашей Церкви, мы надеемся, что с Божией помощью многие из вас станут священниками, диаконами, матушками, регентами, учителями приходских школ и, возможно, даже монахами и монахинями. Но эти высокие звания начинаются у каждого из нас в собственном сердце, и мы обязаны осознанно использовать все предоставленные для этого возможности».

Из самых разных духовных возможностей, которые были предоставлены молодежи, самой главной была возможность объединиться вокруг Святой Евхаристии. 24 декабря, во время Всенощного бдения в Покровском храме в Глен-Кове, участники съезда могли исповедоваться и позже, за Божественной литургией в Св. Серафимовском храме-памятнике в Си-Клифе на следующий день, причаститься Святых Таин. Это стало кульминацией четырехдневного съезда, во время которого духовенство постепенно направляло молодежь ко Святой Чаше. Важно заметить, что их не заставляли исповедывать свои грехи, но только поощряли это их желание. Отец Георгий считает, что такой подход стал главной причиной того, что почти вся молодежь стала причастниками Свв. Таин. «Когда я был моложе, я помню, как мне говорили, что я должен идти и причащаться. И я ходил, потому что мне так говорили. Но когда я стал взрослее, то стал осознавать, что Святое Причастие что-то делает с человеком – оно его изменяет. Мой подход – стараться давать детям надежду и говорить им, что все будет нормально. Я стараюсь найти положительное во всем, а не только сплошной негатив».

В последние минуты перед Причастием к молодежи обратился о. Андрей Ткачев. Он сказал проповедь о важности принятия Тела и Крови Христовых. Он объяснил молодым важность Причастия как единственного пути освобождения нас от греха, начало которому положил Адамов грех. «Причастие ‒ это лекарство бессмертия. Согрешивши через еду – через запретный плод, мы не можем спастись иначе как через другую еду – благословенный плод. Но где же этот плод? Благословенный плод чрева Девы Марии, через дерево Креста, стал для нас едой бессмертия. Я скажу вам три мысли, о которых можно думать, когда идет Причастие. Если вы сами причащаетесь, конечно, вы просите ‘Господи не в суд или во осуждение.’ Но если вы не причащаетесь сегодня, вы можете молиться за тех, кто причащается и просить для них от Бога такое Причастие, которое исцелит их душу и укрепит их веру. Вы также можете молиться за себя, если вы сегодня не причащаетесь, и говорить: ’Господи, как жалко, что сегодня я к Тебе не иду. Какой-то грех, какая-то печаль, какая-то забота стала между мною и Тобою, и я стою с закрытым ртом перед сей Чашей. Но, Господи, я Тебя молю – сделай так, чтобы я вскоре причастился и ощутил Твою божественную сладость’. Но третье, самое возможное – можно молиться ‘Господи, сделай так, чтобы причаститься пришли те, кто никогда еще не причащался’ – и таких людей миллионы. Если вы знаете, как хорош Господь и как с ним сладко, вы должны иметь печаль о том, что не все это знают. Пусть это будет вашей практикой – думать о тех, которые еще не знают Господа!»

В то время как молодежь сталкивается со множеством соблазнов, духовенство и организаторы Св. Германовского съезда постоянно стараются находить пути применения древней веры к жизни современных православных христиан. Прошедший в нынешнем году съезд стал еще одним примером действенности такого подхода. Молодежь смогла окунуться в духовный мир, где их не ругали, но осторожно направляли к Свету Христа, Который воистину просвещает все человечество.

Фоторепортаж >>>

чт. Петр Лукьянов
Пресс-служба Восточно-Американской епархии

Свято-Германовский съезд молодежи: Вооружаем молодежь для духовной борьбы обновлено: August 12, 2015 автором: maximus