Я ухожу вослед Христу, всем сердцем прощая ненавидящих и обидящих
Протодиакон Петр Уткин хорошо известен верующим Нью-Йорка. Более 10 лет он служил на приходах Русской Православной Церкви Заграницей, радуя народ Божий ревностным совершением богослужений и добрым приветливым словом. Недавно стало известно о переходе батюшки в Славянское Православное Викариатство Американской Архиепископии.
Биографическая справка
Родился в 1959 г. в г. Воркута, Коми АССР в семье рабочего и учительницы. В миру трудился ветеринарным врачом и преподавателем музыки. В 1994 году, по рекомендации епископа (ныне митрополита) Илариона (Капрала) и по благословению приснопоминаемого митрополита Лавра (Шкурла), поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле, в период учебы нес послушание иподиакона в Нью-Йорке. 3 февраля 2008 г. рукоположен в сан диакона, а 5 февраля 2017 г. возведен в сан протодиакона. Служил на разных приходах Нью-Йорка: Свято-Иоанно-Предтеченском соборе в Бруклине, храме Иконы «Неупиваемая Чаша» на Брайтон Бич, храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине.
Отец протодиакон, очевидно, что Ваше решение о смене канонической юрисдикции было плодом неких нестроений. Расскажите, пожалуйста, подробности.
Действительно,решение не было для меня простым. Но я ушел не от каких-то личных проблем. Я ушел от общих нестроений, вот уже несколько лет угнетающих Церковь Христову в лоне Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Мне пришлось столкнуться с горестным упадком служения Богу и людям и вопиющей несправедливостью по отношению к очень достойным священникам. Чтобы не осуждать и не унывать духом, я последовал за теми, кто ведет паству к истинному Богу и радеет о расцвете Православия на Американском континенте.
Чтобы не быть голословным, расскажу для примера, о храмах, в которых я служил. Начну с храма Иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», что на Брайтоне, где настоятелем был отец Вадим Арефьев. Храм каждодневно, с утра и до вечера, посещали люди. А примечательным этот приход был тем, что он был единственным в Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии, при котором находился дом милосердия для бедных и бездомных людей, где они принимали пищу с молитвой, жили, трудились, молились, возрастали в христианской морали. К сожалению, по непонятным причинам епархия вместо помощи этому приходу, воздвигла нападения и гонения на настоятеля о. Вадима Арефьева. Его отправили под запрет, а затем и вовсе лишили священного сана.
Мой второй храм – Святых Новомучеников и Исповедников Российских, что также находится в Бруклине некогда был самым величественным и посещаемым в Восточно-Американской епархии. Его слава и богатства привлекали многих хороших и плохих людей. В результате возникло внутреннее противостояние между священством и приходским советом. Правящий архиерей и епархиальный совет не вмешались, не направили, не защитили мир и благоденствие. Настоятель протоиерей Сергий Лукьянов был тогда секретарем епархии. Так вот он настолько не радел о приходе, что храм начал приходить в запустение, оскудели пожертвования, поредели ряды прихожан. Я имел искреннее желание помочь исправить отклонения, но меня никто не желал слышать. Настоятель фактически не бывает на приходе, финансовыми делами самовластно и бестолково управляет церковный совет. Помощник настоятеля протоиерей Петр Куницкий почему-то сокращает и искажает службы. Не дает зажигать свечи, экономит даже на угле, ладане просфорах и т.д. Храм грязный, долгое время без ремонта и проветривания, санузлы все поломаны и разбиты. Прекрасный церковный профессиональный хор упразднен, а вместо него нестройно поют неподготовленные прихожане. Это все очень больно было наблюдать.
Отец Сергий довел приход до совершенно плачевного состояния. Все, что много лет во славу Божию строили наши эмигранты, он пустил по ветру. Видя, что я ничем не могу помочь храму, я вернулся на свое прежнее место служения в собор святого Иоанна Предтечи. Я долго находился в размышлениях как мне быть? Я надеялся на Господа и верил, что только Он укажет мне правильный путь. Наступил праздник святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – мой День Ангела. Настоятель отец Сергий обо мне забыл. И вот когда мне на сердце было тяжело, обо мне вспомнил мой бывший настоятель протоиерей Александр Беля. Позвонил, поздравил меня с Днем Ангела. Это было для меня доброй весточкой и моим личным знамением о том, как мне быть дальше.
Главное, чему сейчас радуется мое сердце – это добрые отношения между духовенством, прихожанами. Здесь царит любовь, взаимное внимание и уважение. Каждый входящий находит здесь утешение. Еще для меня очень важен строй богослужебной жизни. Прекрасный хор, благолепие храма, все это создает подобающую молитвенную атмосферу и духовную радость для молящихся. Здесь есть прекрасная Воскресная детская школа преп. Сергия Радонежского. Настоятель ведет людей за Христом, поддерживает дух радости, братолюбия. Не так важно, как называется юрисдикция (главное, что все Поместные Православные Церкви признают ее первенство и истинность). Важно, что по существу представляет из себя община.
На основании выше сказанного я считаю, что если меня приняли по моему прошению в Славянское Викариатство Американской Архиепископии Вселенской Православной Церкви Высокопреосвященнейший архиепископ Елпидифор – мудрый богослов и прекрасный знаток Канонического церковного права, который возглавляет Ассамблею канонических православных епископов Америки, то я только радуюсь такому Божиему соизволению, ведь Господь в этом поступке помог мне найти Соломоново решение.
Отец Петр, когда вы перешли служить в Свято-Иоанно-Предтеченский собор, митрополит Иларион отправил Вас под запрет. Вы согласны с этим решением?
Вопрос очень непростой с точки зрения Канонического права. За всю историю Христианской Церкви к этому вопросу подходили очень осторожно, взвешенно, принимая во внимание время, государственные законы, духовное состояние народа и то, какую пользу или вред может принести решение. И всегда решения принимались следуя принципу икономии, т.е. с позиции снисхождения. В решении епархиального совета Восточно-Американской епархии РПЦЗ, к большому сожалению, нет ни одного решения, которое бы соответствовало духу и букве Закона Божьего. Вспомним недавние события. Когда Архиерейский Синод РПЦЗ избрал архимандрита Александра (Беля) во епископа, сразу началась закулисная борьба. Нашлись три лжесвидетеля, но несмотря на их полную неблагонадежность, их наветы на отца Александра, избранного епископа, приняли в работу. Пока шла эта скрытая грешная работа, Святейший Патриарх Кирилл со Священным Синодом утвердил решение Архиерейского Синода РПЦЗ. Окружение митрополита Илариона пришло в великое смятение и ярость. Они срочно созвали епархиальный совет, который не побоялся пойти против решения Синода и Патриарха Кирилла. Считаю, что они показали для всего православного мира, что в них нет ни смирения, ни послушания, ни веры в Промысл Божий, ничего святого кроме дерзости и своей выгоды. Без суда и следствия, без причины архимандрита Александра отправили под запрет, а потом лишили сана.
Однако, незадолго до этого, предупрежденный о грядущих гонениях архимандрит Александр был принят архиепископом Елпидифором в состав Американской Архиепископии на основании своего прошения и отпускной грамоты от митрополита Илариона. Так совершилось Божие соизволение и в скором времени решением Вселенского Патриарха Варфоломея было создано Славянское Викариатство. После этого мой настоятель протоиерей Александр ждал еще месяц, надеясь на справедливое решение митр. Илариона, но Владыка не отвечал на его звонки, письменных сообщений не принимал и отказывал в личной встрече. Батюшка понял, что ему уже нет места в РПЦЗ и ушел в Американскую Архиепископию с отпускной грамотой.
Все действия, сформулированные в решениях РПЦЗ, ни имеют никакой силы, потому, что они зиждутся на лжи и обмане, и все это прекрасно знают. Любой православный человек, желающий узнать правду, имеет возможность открыть интернет, найти церковные правила и их разъяснения Вальсамона, Аристина, Зонара и других комментаторов Канонического права, и тогда будет видно умышленное искажение или незнание указанных правил. У меня, и я думаю у многих священнослужителей РПЦЗ, возникает вопрос, а почему архиереи РПЦЗ не поинтересовались и не вызвали протоиерея Александра и его сына архимандрита Александра на заседание Архиерейского синода, чтобы узнать правду.
Из Ваших слов ясно видно, что и протоиерей Александр, и архимандрит Александр и все священнослужители, ушедшие в другую православную юрисдикцию, — Американскую Архиепископию (Вселенский Патриархат) имели для этого все основания. Можете ли конкретно назвать какие?
Это интересный и важный вопрос. Мы всегда должны помнить, что из всех дарований, данных человеку Творцом Богом, на первом месте стоит свобода выбора. И это подтверждает 17 правило 6 Вселенского собора, которое указывает, что для любого священнослужителя, желающего уйти от своего епископа, должно взять от него отпускную грамоту и тогда он имеет полное право переходить в другую Православную Церковь. Такие отпускные грамоты были даны митрополитом Иларионом, на основании чего архиепископ Елпидифор принял всех священнослужителей в свой клир. В Указе от 24 июля 2020 г. за №32/7 Архиерейского Синода РПЦЗ значится: «2) Признать Указы от 5 сентября 2016 г. за №9-10/16 и от 30 октября 2017 г. №10-39/17 не имеющими силы канонических отпускных грамот». Вот это настоящий канонический казус РПЦЗ, который приводит, если логически мыслить, в тупик. Если не действительны законно изданные отпускные грамоты митрополита Илариона, тогда выходит несостоятельным и сам Первоиерарх, а потом… Чтобы уяснить этот вопрос, для желающих узнать правду, необходимо уяснить вопрос, что такое церковная преемственность в РПЦЗ. Выше было немало сказано на эту тему. Но я думаю, не лишним будет навести краткую биографию епископа Варнавы (Прокофьева), которая еще больше расширит наш кругозор в этом вопросе, как поступали и поступают с клириками в РПЦЗ.
Епископ Каннский Варнава (1945–2017) был викарием Западно-Европейской епархии РПЦЗ. 29 апреля 1982 года его тайно рукоположили во епископа Ментонского с целью тайного рукоположения в России епископа для катакомбной церкви. По благословению Синода РПЦЗ 10 мая 1982 г. в одной из московских квартир он рукоположил во епископа архимандрита Лазаря (Журбенко). Только через 8 лет, 25 июля 1990 г., РПЦЗ узнала о своих тайных епископах Варнаве и Лазаре от митрополита Виталия. В 1995 г. Архиерейский Синод запретил епископа Варнаву в священнослужении, а в 1996 г. он был назначен представителем РПЦЗ на Святой Земле. С 25 апреля по 20 июня 2001 г. епископ Варнава был под запретом, а в октябре того же года снова запрещен Архиерейским собором РПЦЗ, а затем извергнут из священного сана. В 2006 г. его восстановили в епископском сане, в 2009-м снова отправили в запрет. В 2012 г. митрополит Иларион снял этот запрет с епископа Варнавы, и назначил настоятелем Михайло-Архангельской церкви в Каннах. В 2013 г. его в очередной раз отправили под запрет, а в 2014-м – лишили сана. Такая горькая участь епископа Варнавы была горькой иронией решений РПЦЗ и ее Первоиерархов. Скончался владыка в 2017 г. и был похоронен как мирянин.
Если взять церковные правила 31 Свв. Апостолов, 15-16 Первого Вселенского Собора и др., то там есть ясные указания, что должно взывать к епископу три раза. Один раз настоятель сам пришел, но как уже было мною сказано, митрополит Иларион его не принял, а на епархиальный суд его вызывали один раз 30 марта 2020 г., когда из-за коронавируса были запрещены все собрания, а на самом деле уже не было никакой надобности клирикам Вселенской Церкви приходить на представления другой церкви. Думаю, что надо знать православным людям, что председателем духовного суда является бывший артист России, а ныне протоиерей Георгий Зеленин, а в епархиальном совете особую роль играет протоиерей Александр Анчутин, тоже бывший танцор, который, не имея церковного образования, занимает должность настоятеля двух храмов и благочинного трех округов. Такие люди почему-то управляют Восточно-Американской епархией, и это одна из причин, почему такое неблаговидное состояние сегодня у РПЦЗ.
Отец протодиакон, за столетнюю историю РПЦЗ случались ли периоды, когда Православные Церкви без отпускных грамот отпускали своих священнослужителей переходить в другие юрисдикции, или нет?
Конечно же были и не раз. Все они зависели от нужды, внешних обстоятельств, т.е. особой необходимости, но основой всегда была мудрость Предстоятелей Поместных Церквей. 13 апреля 1945 г. Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви, возглавляемый Святейшим Патриархом Гавриилом V, дал разрешение на канонический отпуск всем священникам РПЦЗ на территории Югославии, находившимся под покровительством Сербской Церкви.
В апреле 1945 г. епископом Сергием (Лариным) были воссоединены с Московским Патриархом русские приходы в Югославии.
10 августа 1945 г. Московский Патриарх Алексий I обратился к архипастырям и клиру «так называемой карловацкой ориентации» с призывом к покаянию в учинённом разделении: «Над теми, кто останется и на этот раз глухим к нашему отеческому призыву, будет подтверждено вышеупомянутое решение Священного Синода Русской Православной Церкви 1934 года».
В сентябре 1945 г. в Московский Патриархат перешли митрополит Евлогий (Георгиевский) с 75 приходами в Западной Европе и Северной Африке (Западноевропейский экзархат), а также митрополит Серафим (Лукьянов) (около 30 приходов) — глава Западно-Европейской епархии РПЦЗ. В Югославии уже в апреле 1945 г. ряд духовных лиц после покаяния был принят в Московскую Патриархию. В октябре 1945 г. в Московскую Патриархию были приняты русские православные общины Болгарии и Маньчжурии. В том же 1945 г. в Московскую Патриархию перешли русские православные приходы Восточной Германии и Чехословакии. 27 октября того же года прибывший в Харбин епископ Елевферий (Воронцов) присоединил к Московскому Патриархату духовенство и паству Харбинской епархии. 27 декабря того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил считать воссоединенными с ней с 26 октября архипастырей: митрополита Харбинского Мелетия (Заборовского), архиепископа Димитрия (Вознесенского), архиепископа Нестора (Анисимова), архиепископа Пекинского Виктора (Святина), епископа Цицикарского Ювеналия (Килина) и начальника Корейской Миссии архимандрита Поликарпа (Приймака), клир и мирян Харбинской епархии. Лишь викарный епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) с верными ему клириками и мирянами (около 9 тысяч человек) сохранили верность Архиерейскому Синоду РПЦЗ.
В 1959 г. Архиерейский собор принял решение принимать клириков Московской Патриархии через публичное покаяние и, наверно, без отпускных грамот. Но явное попрание канонических правил было совершено на Архиерейском соборе РПЦЗ 15 мая 1990 г., когда было принято «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования епархий и приходов на территории СССР. После этого началось массовое принятие в РПЦЗ приходов в различных регионах страны. Подобные действия мы видим были и раньше, еще во времена святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского, когда он и другие принимали из других Поместных Церквей священников, даже западного обряда, руководствуясь решениями РПЦЗ на основании 15 правила Двукратного собора. В 21 веке мы видим снова продолжение этих неканонических переходов. Первый из них. «В октябре 2008 года митрополит Иларион отметил, что в Бразилии у РПЦЗ было семь приходов и все они вышли из подчинения РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении», и снова без отпускных грамот и никто их за это не давал под запрет. Но, наверное, самой яркой иллюстрацией свободного выбора и перехода в другую юрисдикцию стала Западная Европа, когда в 2019 г. приходы Константинопольского экзархата, по понятным причинам, решили поменять церковную юрисдикцию. Им в этом никто не мешал, не препятствовал и не предпринимал никаких мер наказаний и устрашений. Это я понимаю есть настоящая духовная свобода о Господе и так должно быть в каждой истинной Православной Церкви.
Отец протодиакон, этот год юбилейный для РПЦЗ — 100 лет образования. Однако торжествам было не суждено состояться. Давайте хотя бы расскажем читателям об основных вехах этого столетия.
Чтобы по-настоящему осветить данный вопрос, наверное, мало научной конференции или книги. История РПЦЗ по времени своего существования, очень небольшая, всего 100 лет. Она наполнена яркими, но, к сожалению, только двумя красками: черными и белыми. Какими больше или меньше, трудно сказать, по-видимому, в разное время менялось их соотношение. Я надеюсь, что это со временем скажут историки. Главной причиной бегства из России славянского народа была революция 1917 г., которая не щадила ни православную веру, ни служителей архиереев, священников, ни народ Божий. С одной стороны, можно было видеть, как мужественно, с достоинством они держались, имея в себе такое духовно-патриотическое богатство, в основе которого была великая идея – возврата на родину и восстановление царской власти. Вследствие многих причин и со временем понимая, что возвращение их на родину становится очень туманно, они должны были себя чем-то оградить, укрепить, противопоставить, т. е. сделать себя самостоятельной единицей Русского народа и Православной Церкви. Первым и значительным действием в этом направлении стал Карловацкий собор, впоследствии названный, «Первым Всезарубежным собором», который состоялся 21 ноября – 3 декабря 1921 г. в Сербии, но его решения отвергнуты и упразднены как неканонические на соединённом присутствии Священного Синода и Высшего церковного совета под председательством свт. Тихона, Патриарха Московского, 5 мая 1922 года. Этим было положено начало длительного раскола и запретов с обеих сторон. В такой не любовной ситуации постоянных нападок и оскорблений выработался не христианский почерк, который не приносил доброго плода ни одной из сторон. В этой истории были и светлые моменты, как например свт. Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, епископ Пантелеимон (Рудик) и др., но значительного успеха они не принесли потому, что сами претерпели от своих же собратьев архиереев несправедливые притеснения и нападения. Были и другие причины конфликтов и интриг. Некоторые из них мы можем найти в книге епископа Митрофана (Зноско-Боровского) «Хроника одной жизни» (Москва, 2006 г.; книгу можно найти в интернете по ссылке >>>). Владыка Митрофан, епископ Бостонский (1909-2002) прожил жизнь долгую, многотрудную, назидательную. 56 лет он служил в священническом сане в Брест-Литовске в Белоруссии, в лагере для перемещенных лиц (Менхегоф) в Германии, в Марокко и США, где последние 9 лет жизни был викарием Восточно-Американской епархии. Умудренный богатым пастырским опытом и пройдя суровую жизненную школу в Польше, СССР и Германии, но еще будучи полным сил и энергии, отец Митрофан находился «в личном ведении митрополита Анастасия», который вменил ему в послушание являться ежемесячно для беседы. К великому сожалению нужно сказать, что этому доброму делу не суждено было сбыться из-за вмешательства и интриг, происходивших от ближайшего окружения старца-митрополита. Отцу Митрофану, а впоследствии епископу, пришлось претерпеть много скорбей: людская злоба, нападки, недостойная клевета, нелепые обвинения и др., от которых не смог защитить его сам Первоиерарх. Возможно, в глубине души о. Митрофан сравнивал свое текущее состояние с тем, когда он служил на Западе СССР и в Германии, и был притесняем от иноверцев и безбожников и приходил к печальным выводам.
На интересующую нас тему по истории РПЦЗ за последние годы было напечатано немало материалов богословами и блогерами, в том числе и протодиаконом Андреем Кураевым. Но хочется отметить только один капитальный труд в трех томах, который написал А. Кострюков: «Русская Зарубежная Церковь с 1920–1964 гг.». Если бы ничего больше не было, то и этого вполне достаточно. Уже ясно видно, что намерениям и решениям Архиерейского Синода РПЦЗ по случаю празднования 100-летнего юбилея не суждено сбыться, видно такая воля Божия. В этой тематике, в данное время, есть и хорошая новость: «Свято-Троицкая Семинария в Джорданвилле, Нью-Йорк, оповещает Вас о назначенной конференции… — по случаю 100–летия РПЦЗ… 28-31 октября 2020 г.». Надеюсь, что если даже одна сторона, светлая, этой темы будет освещена, то и это уже неплохо, ведь хоть что-то делается.
Уважаемый отец Петр! От лица всех читателей и себя лично я Вас благодарю за содержательные и богословские правильные ответы. Надеюсь, что большинство читателей оценят по достоинству Ваши ответы, ведь до сего момента многие из них не знали и не понимали что произошло, а теперь они уяснили многие вопросы.
Спаси Господь Вас и всех читателей!