Празднование Входа Господнего в Иерусалим (Вербное воскресенье) в православных странах
Праздник Входа Господнего в Иерусалим имеет несколько названий — Неделя ваий (ветвей), Неделя цветоносная, Пальмовое воскресенье, Вербное воскресенье, Цветочное воскресенье и др. Он отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. В его основе лежит евангельское повествование о том, как Иисус Христос перед своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. Это событие описано всеми евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном.
У еврейского народа был древний обычай: цари и воины-победители въезжали Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета, Иисус Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными. В этот день церковь призывает верующих «открыть сердца для принятия Иисуса Христа», как некогда это сделали жители Иерусалима.
Характерным элементом праздника является торжественная процессия с пальмовыми ветвями, которая совершается в храмах во время богослужения. С обычаем освящать в этот день пальмовые ветви связано и другое название праздника — «Неделя ваий» (ветвей) или «Неделя цветоносная». Первое упоминание о празднике встречается в сочинениях св. Мефодия Патарского (III в.), составившего поучение о порядке его празднования.
Вход Господень в Иерусалим в России
Этот праздник считается двунадесятым, но в отличие от других, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднество, и совсем не имеет попразднества, так как за ним сразу следует Страстная Седмица. Во время всенощного бдения под праздник молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.
В советское время многие обряды, связанные с вербным воскресеньем, естественно, исчезали. Однако не смотря на это в этот день как и прежде верующие старались побывать церковь, освещали веточки вербы, которые потом бережно хранили в течение целого года.
В современной России вербное воскресенье постепенно вновь завоевывает популярность среди населения и становится одним из наиболее любимых праздников православного календаря, возрождаются вербные базары, все большее число россиян посещают в этот день храм и освещают веточки вербы.
«Шествие на осляти»
Одной из интереснейших традиций этого дня в допетровской России было так называемое «шествие на осляти», подробно описанный в трудах иностранных дипломатов, ученых, купцов, посетивших Московию в XVI – XVII вв (Адам Олеарий, Августин Майерберг).
Данный обряд был заимствован из византийской традиции: после праздничной службы во Входо-Иерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь.
В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.
Неделя ваий в Греции
В последнее воскресенье перед Пасхой освящают в церкви зелень. Обычай этот, введенный церковью в IX в., быстро прижился среди греческого народа, отвечая, видимо, духу древних весенних обрядов. Церкви украшают свежей зеленью, цветами, ветвями лимонных и апельсиновых деревьев. Женщины связывают пучки свежей зелени – вайя (буквально «пальма», часто роль пальмы в Греции выполняет лавр). Их носят в церковь для освящения, а потом благословляют ими дом, скот, виноградники, все хозяйство.
Цветочное воскресенье в Румынии и Албании
Повсеместно в Румынии праздновали вербное воскресенье (Duminica florilor, буквально – цветочное воскресенье). Освящали в церкви ветки вербы, приносили туда много цветов. Однако в дом освященные ветки не вносили, а закрепляли снаружи над дверью или под стрехой крыши. Почки этих веток в течение года употребляли как лекарство от многих болезней; их клали на ульи в надежде получить больше меда, разбрасывали в саду и огороде, «чтобы вредители не губили урожай» и т.д. по народным представлениям, освященные вербные ветки служили также защитой от града, бури, грома и молний. Во время большой грозы или бурана их бросали в огонь, полагая, что дым от них отгоняет беду. Считали, что такая ветка помогает и при продаже скота. Стоило ею ударить перед уходом на базар то животное, которое хочешь продать, и «от покупателей не будет отбоя».
В Албании этот день называется воскресеньем цветов (djela e lulevet) или лавровым воскресеньем (djela e larit, djela e dafinavet).
Бзоба в Грузии
Вербное воскресенье в Грузии называется «Бзоба». Потому что в этот день освящается не верба, а бза — самшит, кавказская пальма. В этот праздник город пестрит оазисами самшита, сирени и просто букетиками весенних цветов, в которые вплетена веточка вербы. На Всенощной, освященные молитвой и окроплением святой водой ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы.
Цветница в Болгарии
Вербное воскресенье в Болгарии — это праздник весны и цветов. Болгары носят в руках ветви ивы, вербы, лавра или весенние цветы — в знак приветствия Иисуса.
С раннего утра болгарские верующие собираются в храмах, для того, чтобы освятить ивовые прутья и весенние цветы, которые они потом поставят перед иконами, повесят на входной двери или поставят на пороге у своих домов.