Страстная седмица — подготовка к празднику Пасхи
Остается до Пасхи меньше семи дней. Эти дни именуются Страстными, Великими. В это время Церковь погружается в Евангелие, вспоминают последние дни пребывания Господа на земле.
Первые дни Страстной седмицы, это Великий понедельник, а также Великий Вторник и Великая среда.
В понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообраз Христа, в евангельском рассказе о так называемой, проклятой смоковнице. Церковное предание гласит, что иссохшая смоковница – олицетворяет образ ветхого Израиля, не способного дать плод. Подчеркивая трагичность этого символа, Церковь нам предлагает вспомнить главы от Матфея, и притчу о злых виноградарях.
Во вторник Страстной седмицы вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, а также о десяти девах.
Великая среда – это день предательства. В память о предательстве Иудой Христа мы постимся каждую среду в продолжении всего года. Также Церковь в этот день вспоминает женщину, которая омыла ноги Христа миром.
Наступает Великий четверг – день когда Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере – это была последняя трапеза Спасителя со своими учениками. В этот день все верующие стараются причаститься святых Христовых тайн.
После Тайной Вечери, Христос показывая Свое смирение, совершил омовение ног своим ученикам.
В четверг вечером совершается утреня Великой Пятницы – одно из самых длинных и красивейших богослужений в году, которое называют службой 12-ти Евангелий. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!».
На службе читаются следующие двенадцать страстных Евангелий:
1) Ин.13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).
2) Ин.18:1-28. (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).
3) Мф.26:57-75. (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).
4) Ин.18:28-40,19:1-16. (Страдания Господа на суде у Пилата).
5) Мф.27:3-32. (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).
6) Мк.15:16-32. (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).
7) Мф.27:34-54. (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).
8) Лк.23:32-49. (Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).
9) Ин.19:25-37. (Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении).
10) Мк.15:43-47. (Снятие тела Господа с Креста).
11) Ин.19:38-42. (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя).
12) Мф.27:62-66. (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба).
Существует народный обычай в Великий четверг готовиться к Пасхе: произвести уборку дома, печь куличи и покрасить яйца. Ради предпраздничной суеты, не стоит пропускать службы главных дней Страстной седмицы, это совершенно недопустимо.
В Великую пятницу в середине дня (обычно – около двух-трех часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы.
Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница — это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».
Вынос и погребение Плащаницы — это важная часть богослужения, которое совершается в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.
Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма — во «гробе» — на возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.
В пятницу вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – это долгая и светлая служба, которая проходит вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В некоторых храмах и монастырях, таких как Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь и др., совершается Погребение Плащаницы ночью.
Литургия Великой субботы – это обычно долгая и торжественная служба, она насыщенна ветхозаветными чтениями – паремиями. По настрою она уже ближе к пасхальной: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), это символизирует освобождение человечества от неизбежности ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, с чувством читается Евангелие о Воскресении Христовом. Эта служба побуждает к молчанию и покою, потому что эта суббота – есть день покоя, когда и Сам Господь почил.
После субботней Литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворе храмов. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть их в храме – духовенству, алтарникам, певчим, а также жертвовать бедным.
В последний день Страстной седмицы, в Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.
А сама пасхальная служба начинается традиционно с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. С этого момента начинается Пасхальная заутреня – самая первая служба Светлого Христова Воскресения.