История пасхального кулича

8 April, 2015

Вот и закончился Великий Пост и началась Страстная Неделя – воспоминание последних дней земной жизни Иисуса Христа. Пост – это время покаяния, воспоминание о земной жизни Христа, Его проповеди, Его страданий и распятия. На Страстной Седмице каждая семья тщательно готовится к великому торжеству – празднику Пасхе. Весь пост мы очищали свои души от грехов, чтобы встретить праздник Пасху — Воскресение Христа с чистой душой.

Есть такой древний обычай выпекать в Великий четверг куличи. Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого праздника.  Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней.

Откуда пошла традиция, выпекать к Пасхе куличи? Что символизирует кулич, какова его история возникновения?

 
История пасхального кулича. Сайт Нью-Йоркского благочиния
Чтобы узнать саму историю возникновения кулича и его символ, нужно вспомнить ветхозаветную историю.

Пасха  в переводе с Еврейского – «прохождение мимо». Сами корни празднования Пасхи у древних евреев идут далеко вглубь истории. Когда израильтяне были в рабстве у египтян, Господь послал Моисея освободить евреев из Египта, и ввести в землю обетованную. Каждый раз как приходил Моисей к фараону просить его отпустить народ израильский в пустыню на молитву, и каждый раз Господь ожесточал сердце фараона. После чего было наказание на Египетскую землю. 10 казней было в египетской земле, были они для того, чтобы народ увидел знамения и чудеса Господни.

Далее Господь говорит Моисею и Аарону, как нужно подготовиться к исходу из Египетской земли. Какие взять с собой яства, что следует съесть перед исходом, каких агнцев следует заколоть, и кровью помазать косяки дверей, чтобы Господь прошел мимо и не тронул первенцев. А у кого не будет такой метки на косяках дверей, Господь поразит смертью всех первенцев от человека до скота. И этот день им будет памятен,  и должны они праздновать во все роды, как установление вечное праздновать его. (Исход 12:1-14) Когда Господь прошелся по Египетской земли и поразил всех первенцев, тогда был плачь и паника, и под этот шум Моисей смог вывести народ Израильский из Египта.

Вот с того времени у евреев есть день памятный, с тех пор израильтянами Пасха празднуется как день освобождения от рабства, исхода из египетской земли, и спасения от смерти всех еврейских первенцев мужского пола.

Каждый правоверный иудей в эту неделю должен был провести в Иерусалиме. Во время праздника они употребляли в пищу только пресный хлеб, именно такой как был у тех евреев, когда они бежали из Египта.

Почему именно пресный хлеб? Потому как это было им в воспоминание о том, что исход из Египта был очень поспешным, и они просто не успели заквасить хлеб, и взяли с собой только пресный. Вот отсюда и второе название Пасхи – Праздник Опресноков. Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе.

Агнца, который назывался – Пасха, семья должна была запечь и съесть с горькими травами, это было воспоминание о горькой жизни еврейского народа в Египте. За праздничным ужином отец семейства рассказывал историю исхода евреев из египетского рабства.

В Новозаветное время празднование Пасхи приобрело новое значение. Евангельские строки нам говорят:

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?   Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф 26: 17–18).

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое.   И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,   ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.  Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26: 26–29).

История пасхального кулича и пасхи.

Как видим, хлеб был символом, и по традиции  ветхозаветной выпекался в воспоминание, освобождения из рабства, а во время тайной вечери Иисус Христос дал Новое значение «сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».

Пасхальный кулич по своей форме напоминает  артос – хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим. Пасхальный артос —  символ Самого Господа Иисуса Христа. Когда Христос обращался к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).

Этот хлеб – артос всегда приготавливается из дрожжевого теста, в отличии от иудейского опреснока, у квасного теста есть жизнь, закваска дышит, в ней жизнь, которая может длиться вечно.

Артос – это символ самого насущного хлеба – Иисуса Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Но в пасхальном куличе, за праздничным столом, наоборот присутствует сдоба, сладость. Такое видоизменение артоса, так же имеет свой смысл, свою символическую основу.

Пасхальный кулич тот, который мы приносим на освящение, он сладок и символизирует присутствие Божие во всем мире. Сдоба, сладость, украшение – это символ заботы Господа о нас всех. Господь, принесенный в жертву, дал нам сладкую жизнь.

По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест.

В разных странах существуют свои рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи. Сегодня пекари соревнуются в мастерстве изготовления куличей, придумывая замысловатые узоры на корке и особые изюминки вкуса и формы.

Таким образом, куличи, творожные пасхи – это символ радости, сладости райской жизни, блаженной Вечности.

«Мир вокруг»

История пасхального кулича обновлено: August 13, 2015 автором: maximus