Из истории пасхальных открыток
В начале XIX в. для пасхальных поздравлений выпускались большие поздравительные листы, украшенные золотым тиснением, аппликацией и вышивкой. Одна сторона предназначалась для адреса, на другой — писали пасхальные поздравления.
Как таковые открытые письма или открытки появились в Российской Империи на Новый 1872 год. Сначала они представляли собой небольшие зеленоватые листы бумаги, но вскоре на них появились рисунки, видовые изображения городов, и они превратились в хорошо всем нам знакомые открытки.
В 1896 г. было основано издательство Евгеньевской общины сестёр милосердия, одним из первых её изданий был конверт с пасхальным рисунком. Первая поздравительная открытка была выпущена по заказу Общины Святой Евгении Красного Креста к Пасхе 1897 г. Её автором был художник Николай Каразин. Так появилась первая отечественная пасхальная открытка. На следующий год их выпускали уже в провинции.
Печатали их различные издательства, фотоателье, издатели периодики. С ними сотрудничали художники, в основном это были безвестные ремесленники. Но эскизами не гнушались и известные художники: Бакст, Г. Нарбут, Васнецов, Билибин, Бенца, Беренштам, Добужинский, Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Кустодиев, Маковский, Лансере, Рерих, Репин. Как правило, они подписывались внизу своих произведений. Некоторые открытки имели небольшие поздравления или четверостишия известных поэтов. Особенно пользовались популярностью открытки художницы Елизаветы Бём, которая сотрудничала с Общиной Святой Евгении. Открытки её детской серии сразу узнаваемы.
В художественном жанре почтовой миниатюры, создав целые пасхальные серии, потрудились: Соломко, Зворыкин, Гермашев. В этом творчестве принимали участие даже царские особы. Обладая незаурядными художественными способностями, Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, делала рисунки к пасхальным открыткам.