Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
Обретение главы Иоанна Предтечи — праздник в честь наиболее почитаемой части его мощей — чесной главы. В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке.
В данной статье речь пойдет о первом и втором обретениях главы, которые Православная церковь отмечает 9 марта (24 февраля по юлианскому календарю), в високосном году — 8 марта.
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн — наибольший святой после Девы Марии. Жил в пустыне и вел аскетическую жизнь, затем вышел на проповедь и возвещал о крещении покаяния для иудеев. Сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана. Святой Иоанн обличил царя Ирода в беззаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа Иродиадой, за что был заключен в темницу и обезглавлен из-за козней Иродиады и её дочери Саломеи (Матфея 14, 1-10). Тело святого Иоанна было погребено его учениками в самарийском городе Севастии.
История первого обретения главы Иоанна Предтечи такова. По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была вынесена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Луки 8, 3), домоправителя Ирода) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен.
Знатный вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента, он обнаружил кувшин с о святыней, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. После обретения главы, Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью Иннокентий, опасаясь, что она будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушилась.
В IV веке на Елеонской горе над местом первого обретения главы Иоанна Предтечи был построен мартирий (мемориальное здание над могилой мученика или другого святого). Его оригинальная постройка не сохранилась. В 1910 году на месте мартирия возвели часовню обретения главы Иоанна Предтечи. В ней сохранились фрагменты оригинальных мозаичных полов мартирия. Отдельной мозаикой выделено место где была обретена глава Иоанна Крестителя.
Второе обретение главы Иоанна Предтечи случилось в правление императора Константина Великого (+337).
В Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые прибыли в город поклониться Гробу Господню. Одному из них явился Иоанн Креститель и указал место, где находилась глава. Монахи взяли её с собой и положили в мешок, но, проявив леность, отдали нести святыню встретившемуся им гончару из сирийского города Емессы.
Согласно предания, явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Всю жизнь он бережно хранил реликвию, каждый день возжигал светильники и молился. Перед смертью гончар, по велению Иоанна Крестителя поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Он наказал сестре бережно ее хранить, а перед смертью передать благочестивому христианину. Позднее глава оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения.
Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и над ней возник монастырь.
В 452 году, по преданию, архимандриту обители Маркеллу явился святой Иоанн и указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Здесь на месте, называемом Евдом, по царскому повелению, был построен прекрасный храм, в котором и положили честную главу.
В настоящее время церковная история святыни остаётся неясной. Исламская традиция считает местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католицизм помещает её в римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о передней части черепа в соборе Амьена (Франция), привезённой из четвёртого крестового похода, о частях главы в турецкой Антиохии и в одном из монастырей Армении.