Почаевская икона Божией Матери
Свое начало история прославленной Почаевской иконы Божьей Матери берет с 1595 г. В те времена на Волынской земле находился греческий митрополит Неофит, который по приглашению верующей дворянки Анны Гойской навестил ее усадьбу, где находился незрячий брат хозяйки Филипп. В благословение владыка оставил привезенную из Константинополя икону Богородицы.
Слепой старательно молился перед святым образом и однажды во сне ему явилась Пресвятая Богоматерь и велела уповать на помощь Божию. Проснувшись утром, Филипп прозрел и с большой радостью благодарил свою Целительницу. После этого чуда и нескольких явлений во сне Богоматери в прекрасном свете, семья не осмелилась более держать у себя чудотворный образ. В 1597 г. она была передана в Почаевский монастырь, где от нее продолжились проистекать чудеса.
Почаевская гора была известна еще с 1240 г., когда Русь подверглась татарскому нашествию: на ней пастухам явилась Божья Матерь, а на камне сохранился след Ее стопы. С того времени на горе подвизались монахи-отшельники, прибывшие с разграбленного татарами Печерского монастыря. Когда на гору был перенесен чудотворный образ, там стал организовываться монастырь.
После кончины Анны Гойской все ее имущество вместе с Почаевской горой оказалось в собственности протестанта Андрея Фирлея, который сразу начал притеснять монахов. Он забирал у них земли и леса, сжигал кельи, избивал иноков и не пускал людей для молитвы перед иконой и стопочкой. В 1623 г. он с сообщниками напал на монастырь и украл чудотворный Почаевский образ, ризницу и другие церковные вещи. В довершение своего святотатства он велел своей жене одеться в богослужебные одежды и со святой чашей в руках появиться среди пирующих, хуливших православную веру и чудотворную икону. Эта выходка не осталась без наказания: в женщину вселился нечистый дух и мучил ее, пока Фирлей не вернул святыню монастырю.
В 1675 г. обитель окружили турецкие войска, силы которых несравнимо превосходили силы обороняющихся. При этом ограда и корпуса обители не являлись крепкой преградой для завоевателей. Насельники и прихожане, возглавляемые игуменом Иосифом Добромирским горячо молились перед Почаевской иконой, обращаясь за защитой к Богоматери и прп. Иову. Вдруг произошло явление Царицы Небесной вместе с ангельским силами. Перепуганные турецкие солдаты стали стрелять по ним, но стрелы обращались, поражая стрелявших. В паническом состоянии нападавшие стали истреблять друг друга и бежать из монастыря. Некоторые пленники позже приняли крещение и поселились в обители.
Из камня, на котором стояла Богоматерь, начал течь источник кристальной воды, который продолжает струиться и поныне. Сейчас на этом месте стоит монастырский собор Успения Богородицы.
В память о чудесной помощи в спасении от турков установили празднование в честь Почаевской иконы, которое совершается 5 августа.
В 1832 г. Почаевская обитель была возвращена из унии в православие и получила статус Лавры. Это событие отметилось чудесным исцелением незрячей отроковицы Анны, прошедшей со своей бабушкой издалека для молитвенного поклонения святыне. В память об этом было принято ежесубботное чтение акафиста перед иконой.
Почитание этого образа очень распространено в Украине и России, а также в Боснии, Сербии, Болгарии. Кроме православных эту святыню также почитают и римо-католики.
Перед Почаевской святыней возносят молитвы о сoхранении Церкви от ересей и раскoлов, от нашествия инoплеменных, об исцелении от слепoты как телеснoй, так и духовнoй, об освобoждении из плена и затoчения, об исцелении неизлечимых недугoв, застарелых бoлезней, о вразумлении oтпавших от веры и о возвращении заблуждших в Церкoвь, о помощи в скoрбях и печалях.