Глинская икона Божией Матери
История Глинской иконы Божией Матери переносит нас к XVI столетию. В глухих лесах примерно в десяти километрах от современного Глухова (город в Сумской области на северо-востоке Украины) были бортные угодья. Однажды днем местные пчеловоды увидели на сосне в сиянии света икону — это был образ Рождества Пресвятой Богородицы. Они благоговейно помолились, и, вернувшись домой, поведали односельчанам об увиденном. С того времени многие стали приходить к святыне и получали благодатную помощь от Богоматери. Из-под корня дерева, на котором ее обрели, забил источник целебной воды.
К месту явления стекались не только местные жители, но и стали приходить иноки, творцы поста и молитвы. На том месте поселился некий отшельник, соорудивший там часовню. Так, под благословением чудотворного образа «Пустынно-Глинского», было положено начало основания монастыря – Глинской пустыни. Предположительно, что тамошними землями владели князья Глинские, от имени которых произошло название иконы и монастыря. Князья оказали покровительство новой обители. Для ее устроение были направлены монахи из Молченской Путивльской обители.
По монастырскому преданию, однажды монахи решили снять икону с сосны и перенесли ее в церковь. Однако Пречистой такое решение было неугодно. К изумлению братии, следующим утром они увидели, что новоявленная икона в часовне отсутствует. В трепете они обрели святыню на месте явления. Игумен, не уразумев Божьего промысла, второй раз повелел перенести икону с сосны в храм. Наутро святыня вновь появилась на дереве. Так случилось и в третий раз, и тогда по велению настоятеля сосну срубили. Непонятно, почему настоятель так упорствовал, но было очевидно, что это неугодно Пречистой. Сразу же целебный источник иссяк, а настоятель, будучи абсолютно здоровым, сильно заболел и вскоре упокоился. В скором времени целебный источник забил в двух километрах от предыдущего места.
В монастырских записях было записано много свидетельств исцелений как от Глинской иконы, так и от источника. Весть быстро достигла дальних пределов России и сюда отовсюду начали прибывать массы паломников. К чудотворному образу приезжали люди разных сословий и с самыми разнообразными недугами. Свидетельствами помощи было множество привесов: колец, браслетов, серьг и других драгоценностей, приносимых верующими как благодарность.
В 1768 году по инициативе епископа Севского и Брянского Кирилла (Флоринского) чудотворную икону перенесли в кафедральный храм Севска. Вскоре в монастыре произошел пожар. О чудотворном образе предание говорит, что он три раза чудесным образом возвращался в обитель, после чего епископ окончательно возвратил святыню и стал заботиться о восстановлении монастыря. Так в 1770-1781 годах по его распоряжению был возведен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы (холодная или зимняя церковь).
В годы игуменства преподобного Филарета (Данилевского; +1841) икону разместили над царскими вратами. По субботам, после соборного акафиста, чудотворный образ спускали для молитвенного поклонения братии и богомольцев. В 1848-1850 годах, при следующем игумене Евстратии (Яковлеве), построили теплую каменную церковь Успения Богородицы, в которой икона пребывала в зимнее время.
Глинские старцы называли Божию Матерь «Покровительницей обители», и перед чудотворной иконой произносили обеты. Особое почитание образа отразилось в установившихся в обители днях почитания и традициях, как например, выше упомянутое чтение акафиста по субботам. Кроме того, в особые дни совершались крестные шествия к месту явления святыни и к источнику. С 1848 года крестные хода с иконой шли в город Глухов, в память об исцелении от холеры, а после 1856-1857 годов – в соседнее село Шалыгине, где произошло избавление от саранчи.
Описание Глинской чудотворной иконы Рождества Богородицы
Размеры иконы – 0,2 х 0,167 м. На протяжении столетий изображение не раз обновлялось, при этом, вероятно, были сохранены черты древнего образа. На нем изображены земные родители Девы Марии – святой праведный Иоаким, святая праведная Анна, сидящая на одре и держащая на руках Младенца.
По описи 1764 года известно, что образ украшала серебряная золоченая риза, которую в 1861-м заменили на золотую, богато декорированную бриллиантами, топазами и сапфирами. Тогда икону поместили в медный позолоченный киот, в свою очередь помещенный в чеканный киот округлой формы. В этом киоте было отдельное изображение: по бокам предстояли ангелы на облаках, поддерживающие икону, над которой благословляющий Господь Саваоф и Святой Дух в окружении сонма херувимом.
Советское время и современность
Расцвет Глинской пустыни пришелся на XIX век. В 1880-х годах в нем проживало около трехсот сорока насельников – это была весьма крупная обитель. В 1919 году здесь проживало порядка трехсот человек братии.
К сентябрю 1922 году, когда пришедшая новая власть закрыла монастырь, относится последние упоминание о чудотворной иконе – святыня была унесена членами церковного совета села Шалыгина. С тех пор следы Богородичного образа затерялись в богоборческой эпохе и о нем до сегодня ничего не известно.
Монастырь был открыт в годы немецкой оккупации и просуществовал до 1961 года. После второго закрытия строения и имущество передали местному дому инвалидов. Возрождение обители началось в 1994 году. К тому времени от архитектурного ансамбля осталось лишь несколько полуразрушенных хозяйственных построек. О величественном монастыре здесь уже ничего не напоминало. С восстановлением Глинской пустыни была построена часовня на месте обретения чудотворной иконы, расположенная примерно в трехстах местах от главного монастырского входа.
Ныне в соборной Рождество-Богородичной церкви монастыря хранится чтимый список чудотворного Глинского образа. Это точный старинный список 1846 года, переданный в обитель в 1999 году.
Празднование в честь Глинской иконы совершается 21 сентября.