Икона Святой Софии Премудрости Божией (Киевская)
21 сентября, праздником Рождества Пресвятой Богородицы, начинается церковный круг двунадесятых Господских и Богородичных праздников. Но этот праздник также является и престольным праздником собора Святой Софии в Киеве, бывшим когда-то кафедральным. Поэтому в жизни древнего города этот день имел и имеет очень большое значение, ведь также отмечается праздник в честь Киевской иконы Святой Софии Премудрости Божией.
Происхождение названия Святой Софии — Премудрости Божией было заимствовано из Константинополя. Ведь в древней столице Византийской империи главный храм был построен Юстинианом Великим также в честь Святой Софии. Древний рассказ открывает видение императору, которому Ангел указал место будущего величественного собора, а название Святой Софии Ангел вложил в уста юноше, находившегося на строительстве храма. Некоторые из древних византийских писателей считали, что название «София» заимствовано из притчи Соломона: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Притч. 9, 1). Основываясь на этом изречении, и была написана икона Софии Премудрости Божией, особенное почитание которой установлено в день Рождения Богоматери.
Соломонова «Премудрость» различно объясняется отцами Церкви. Священномученик Игнатий Богоносец, святитель Амвросий Медиоланский и блаженный Августин под словом «Премудрость» понимают Сына Божьего, другие этому слову придают значения Церкви, в другом месте святой Игнатий Богоносец понимает Божью Матерь. В древних городах Руси — Киеве и Новгороде под этим именем подразумевался иконописный образ Святой Софии Божьей. И хотя иконы Софии в древних соборах Киева и Новгорода имели различные содержания, но проявляли одну и ту же суть — Премудрость, Домостроение Божье, Пресвятую Богородицу, через Которую родился Спаситель — Иисус Христос.
Храмовая икона собора Святой Софии Киевской находится в иконостасной части. Она имеет сложное содержание, о чем речь пойдет далее.
На киевском образе под балдахином на семи столбах-колоннах изображена Пресвятая Богородица, стоящая на серповидном месяце, который лежит на облаке. Под ним расположен амвон с семью ступенями. Богоматерь держит руки поднятыми вверх, как Нерушимая Стена. На лоне Божьей Матери изображен Спаситель, который держит державу в левой руке, а правой благословляет. По карнизу этого балдахина изображена ленточная надпись выше приведенных Соломоновых слов на греческом языке. Над балдахином вверху в лучах изображен Бог Отец, а ниже, в пламенном сиянии облака, — Дух Святой. По две стороны от Бога Отца — семь ангелов: архистратиг Михаил с огненным мечом в руке, Уриил с направленной вниз молнией, Рафаил с сосудом мира, Гавриил с веткой цветущей лилии, Селафиил с четками, Иегудиил с царским венцом и Варахаил с цветочным букетом. Перед Девой Марией на ступеньках амвона — праотцы и пророки Ветхого Завета: Моисей, Аарон, Давид, Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил, стоящие на «семи ступенях восхождения Её», а это вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благодать и слава.
За фигурой Пречистой находятся семь столбов, поддерживающих балдахин, с приведенными на них сюжетами и надписями из Апокалипсиса. На первой колонне — книга с семью печатями и надписью над ней: «дар премудрости», а под ней: «видишь книгу, которая запечатана семью печатями». На втором столбе изображен семисвечник и над ним надпись «дар ума», а потом: «видишь подсвечник золотой и семь светильников поверх его». На третьем столбе изображены семь глаз и над ними надпись: «дар советы», а потом «на камни едином семь глаз». На четвертом столбе слева от Богородицы изображены семь трубных рогов и над ними надпись: «дар крепости» и далее «семь труб на падение Иерихона». На пятом столпе правая рука в окружении семи звезд и надпись: «дар видения» и дальше еще такая надпись «в руке правой семь звезд». На шестом столбе семь огненных кадильниц и надпись: «дар благочестия», а потом еще «семь кадильниц святых полных ладана — это суть молитвы святых». На седьмом столбе пучок из семи огненных молний с надписью «дар страха Божия», и далее «говорят семь громов голосами своими».
Точное время написания этой иконы неизвестно, но предположительно она относится к 1680-90-м годам, ко периоду позднего восстановления Софии Киевской. До нее в иконостасе был иной образ Премудрости. В центре была изображена церковь с колоннами, а над церковью — Христос, и Дух Святой нисходит на нее в сиянии.