Оранский Богородицкий монастырь
Оранский Богородицкий монастырь находится на Нижегородской земле, где бы основан возле села Оранки в средине XVII столетия.
Место, где расположились деревня и монастырь когда-то называлось Славеновой горой и с одной стороны от нее находился непроходимые чащи леса. Когда лес расчистили и землю перепахали, эта местность стала именоваться Орано-полем, что и дало название обители и деревне. В этом регионе проживали язычники, устраивавшие кровавые жертвоприношения. И именно здесь произошло чудесное явление Богородичного образа, и возникла мужская монашеская община.
Итак, Оранскую обитель в 1634 году основал нижегородский дворянин Петр Глядков. После военной службы он ушел в отставку и поселился в своем имении, посвятив себя семье. Петр Андреевич был очень религиозным и особо чтил Владимирский образ Богородицы. Когда он сильно заболел, то заказал себе список иконы из Успенского собора Московского кремля. Этот образ впоследствии стал главной святыней обители. В 1634 году Глядкову во сне было повеление построить храм в честь Владимирского образа на горе. Этот сон совершенно ясно повторялся еще дважды.
По окончании Великой Четыредесятницы Петр поехал искать увиденную во сне гору и узнал ее, когда прибыл в Орано-поле. После успешных поисков Глядков отправился в Москву и на приеме у Патриарха Иоасафа рассказал обо всех предшествующих событиях. Первосвятитель выдал благословенную грамоту на строительство на Славенской горе церкви.
Возвратившись в родные места, Петр Андреевич на месте будущего храма установил крест, а последующие 2-3 месяца занимался возведением деревянной церкви. После ее освящения в 1634 году сюда перенесли и чудотворный образ. Рядом с храмом построили деревянные келии, где поселилось восемь старцев, старший из которых, отец Феодорит, совершал богослужения. Глядков же жил в своем имении и помогал обустраивать Оранскую пустынь.
С тех времен от чудотворного Владимирского образа стали совершаться многочисленные чудеса, что привлекало в обитель многих паломников.
Однако вокруг общины не было все так спокойно, как могло показаться на первый взгляд. Языческое население, занимавшееся здесь бортничеством, усмотрело в действиях Глядкова ущемление прав на земельные угодья. Мордвины решили разрушить церковь, но не могли осуществить намеренное и изумились чудесами от Богородичной иконы. Однажды для реализации злого умысла объединились жители трех сел, но заблудились в лесах и семь дней блуждали, ища православный храм, так его не найдя.
После этого они написали к государю Михаилу Федоровичу и обвинили Глядкова в захвате их угодий. У мордовцев нашлись высокопоставленные защитники, обвинившие Петра Андреевича, что он якобы забрал земли под свои личные выгоды. Тогда над монастырем нависла угроза закрытия, и нижегородский воевода Василий Шереметьев предпринял расследование, выяснив все истинные детали этого дела. Царь издал указ, подтверждавший право на землю. Это не успокоило мордвинов, и они продолжили вредить монастырю, но обитель и его жители были под покровом Пречистой.
Сам же Петр Глядков вел в миру аскетическую и подвижническую жизнь, так что некоторые называли его выше многих монахов. В 1642 году он передал обители значительную часть имущества и, приняв монашество с именем Павел, поселился в основанном им монастыре и фактически стал его настоятелем.
Не оставался Оранский монастырь и без внимания государей. Так, Михаил Федорович передал ему пахотную и сенокосную земли с лесом. При этом местное языческое население, которое уже не ставило цели изгнать поселенцев со своих земель, стали по-всякому вредить. Так обитель претерпевала неоднократные нападения и подпалы.
В 1665 иеромонах Павел принял постриг в великую схиму и в том же году претерпел мученичество. А случилось это так. В то время ближе к монастырю стали переселять крепостных, таким образом, началось новое наступление на земли мордвинов, что, разумеется, вызвало их негодование. Однажды ночью местный народ ворвался в Оранскую пустынь. Отец Павел, которому тогда было около восьмидесяти лет, пытался подняться на колокольню, чтобы звоном позвать крестьян на помощь, но его схватили, и, волоча по ступеням, разбили голову, от чего основатель и настоятель монастыря умер.
Согласно монастырской летописи, с того момента для обители наступило мирное время. Благодаря чудесам, о местной иконе становилось известно все в более удаленных областях. Кстати замироточил образ уже вскоре после основания монастыря. В течении первого года исцеления от самых разных и даже неизлечимых болезней получили около 130 человек. В 1635 году чудеса были освидетельствованы, а икона признана чудотворной. Слух о святыни достиг и Москвы. По просьбе Патриарха Иоасафа в течение нескольких месяцев велись расследование и расспросы. В подробном отчете, в частности, отмечалось, что на тот момент от Оранской иконы зафиксировали 500 чудес.
После гибели настоятеля отца Павла (Глядкова) монастырь продолжал развиваться и крепнуть. Вблизи обители образовался крестьянский поселок, получивший название от монастыря — Оранки. Очень много паломников прибывало к иконе и как благодарность за исцеление или другую помощь приносили щедрые дары. Делали пожертвования обители и представители многих российских и даже грузинских знатных родов. Все это дало возможность братии, число которой значительно возросло, осуществить в XVIII веке крупные перестройки. Вместо деревянной церкви возвели большой каменный храм в честь Владимирской иконы, рядом с которой построили и колокольню. К тому же монастырскую территорию оградили каменной стеной. Над главными вратами обители был построен небольшой Петропавловский храм, в память об основателе монастыря. Корпуса из камня возвели для игумена и братии.
Капитальное строительство истощило монастырскую казну, и он стал переживать материальные трудности. В 1764 году положение оказалось катастрофическим. По указу императрицы Екатерины II обитель лишилась всех имений и крестьян, а соответственно и средств для существования. Монахи оказались в таком положении, что сами стали добывать себе пропитание.
Но, перефразируя русскую поговорку, спасение монастырю пришло он большого несчастья – в 1771 году перенесением чудотворного Оранского образа была остановлена моровая язва в Нижнем Новгороде. С того времени из монастыря стали совершатся крестные шествия с иконой в разные города, доходы с которых позволили обеспечить обитель.
Вместе с тем снова возросло число насельников, и монастырь необходимо было перестраивать. После составления плана застройки в 1804 году было начато строительство нового большого собора, которой продолжалось 15 лет. Еще несколько десятилетий пошло на благоустройство обители. В 1833 году построили теплую трехпрестольную церковь Рождества Христова. В средине столетия построили братские корпуса, колокольню, трапезную с Петропавловским храмом, ограждение с башнями по четырем углам, и тремя вратами.
В то время Оранская обитель была знаменита своим благоустройством: здесь находились ремесленное училище, школа для мальчиков, паломнические гостиницы. В монастырской библиотеке насчитывалось около двух тысяч книг. Здесь была своя больница, сады, мастерские, кирпичный завод и кузня. В обители работал водопровод, и было множество хозяйственных строений: погребки, пасеки, конюшни и другое. Как видно, на начало ХХ века Оранская пустынь процветала.
С установлением большевистской власти тяжелые времена наступили и для Оранского монастыря. В августе 1918 года расстреляли пятнадцать монахов и игумен. Окончательно обитель закрыли в 1928 году. На тот момент из двухсот монахов осталось не более двадцати.
В 1942-1949 годах на ее территории находился лагерь НКВД для военнопленных, в котором одно время число арестованных достигало 12 тысяч. После здесь поочередно находились различные трудовые колонии.
В 1993 году колонию ликвидировали, и началось возрождение древнего монастыря.
К 2009 году были отремонтированы три храма и келейный корпус, возведена новая ограда с главными вратами. В 2011 освятили церковь Рождества Богородицы, а в следующем – собор Владимирской иконы. В том же 2012 году в соборной церкви освятили нижний придел святителя Афанасия Цареградского. В 2013 году были освящены Петропавловский храм и монастырская звонница. В 2016 году освятили надвратную церковь святого Нектария Печерского.
В 2008 году в обитель вернулась и его знаменитая и прославленная святыня – Оранская икона, которая после упразднения монастыря хранилась в музее Нижнего Новгорорда. Немного ранее, с 2002 года, была возобновлены крестные хода со списком этого образа XIX века.
Епархия: Нижегородская.
Адрес: Россия, Нижегородская обл., Богородский р-н, с. Оранки, ул. Почтовая, 2.