Введено-Оятский монастырь
Введенский женский монастырь расположен у берега реки Оять в одноименном поселке, недалеко от Ладожского озера и в 200 километрах от Санкт-Петербурга.
Благодаря найденным памятникам стало известно, что Христова вера в здешних землях уже была в XI веке, а утвердилась двумя столетиями позже. XIV-XVI века были отмечены зарождением большого числа монастырей, причем их основывали как в городах, так и в нелюдных местах. Отметим, что на протяжении трех столетий на Русском Севере возникло порядка 250 монастырей, причем на Ояти их было 4.
Вполне вероятно, что Введено-Оятский монастырь относится к группе монашеских общин, основанных подвижниками-отшельниками, искавших уединенного места для аскетической жизни.
Обитель имеет и другое название – Островский. Оно происходит от того, что в прежние времена, когда случались регулярные половодья, то монастырь оказывался на своего рода островке, окруженном водой.
Относительно основания обители нужно сказать, что точное время неизвестно, но, ее начало было положено не позже рубежа XIV-XV столетий. Первые сведения относятся к 1545 году — о монастыре мы узнаем из жития святого Александра Свирского, которое составил его ученик Иродион. Будущий подвижник родился в селе Мандеры, на противоположной стороне от монастыря, а в самой обители нашли вечное упокоение его родители, скончавшиеся в 1475-1480 годах.
За свою пятивековую историю монастырь никогда не был богатым и большим, к тому же перенес немало бед, но сумел выстоять. Так, в 1582 году обитель претерпела опустошение нападение шведов и прекратила существования на три с половиной десятилетия. В 1764 году в пользу государства были изъяты земельные угодья, а сама обитель переведена в число заштатных, т.е. прекращалось содержание за счет казны, а монахи должны были самостоятельно себя обеспечивать. Число братии также во все времена было невелико и колебалось от нескольких человек до чуть более 20. В периоды подъемов и упадков монастыря, в Островском монастыре всегда теплилась молитва и сберегалась духовная преемственность.
Как и многие иные монастыри, Введенская обитель устраивалась в традиционной форме четырехугольника, что символизирует Небесный Иерусалим, о котором говорится в Откровении. Вплоть до XIX столетия все монастырские постройки были возведены из дерева. После упадка в Смутное время обитель восстановили, и в нем были следующие храмы и строения: Введенская соборная церковь (холодная) с Петропавловским приделом; теплый храм Богоявления с трапезной; звонница; расположенные по периметру территории монашеские келии; ограждение с главными воротами, над которыми размещался образ Нерукотворного Спаса. Кроме того был еще и ряд хозяйственных зданий. Под собором располагалась казна, где помимо денег хранилась одежда и ткани, различная утварь. Под трапезной церковью хранили запасы хлеба и посуду. Вне территории монастыря находились скотные дворы, жилье рабочих, мельница и другое.
Как говорилось выше, братии доводилось обеспечивать себя самостоятельно. Поэтому монахи выращивали несколько сортов зерновых и овощи, разводили скот и занимались рыболовлей. Рыбы, кстати, в здешних реках было достаточно много, так что часть улова даже шла на продажу. Небольшой доход монастырю приносила и мельница, где мололи свое зерно не только монахи, но и местный народ.
Разорения и пожары неоднократно меняли архитектурный ансамбль монастыря. При этом всегда действовали вышеупомянутые храмы, а также еще церкви (или престолы): Преображенская, Тихвинского образа, иконы «Живоносный Источник», святого Александра Свирского. Отметим, что в дошедшем до нас виде ансамбль Введенского монастыря сформировался к середине XIX столетия. В тот период, а именно в 1817 году, построили и первое сооружение из камня — это был Введенский собор. На этом каменное строительство не завершилось. В 1910 году построили величавый Богоявленский храм с тремя престолами, на месте старинной церкви над местом погребения родителей Александра Свирского.
В начале ХХ века Оятская обитель имела развитое хозяйство, значительные земельные угодья, хотя монахов, как в прежние времена, было немного.
Такой обитель встретила конец 1910-х годов, с приходом к власти большевиков повторившая участь сотен других русских монастырей. Первым делом были отобраны земельные и лесные угодья. В 1918 году из монастырских рабочих была организована трудовая коммуна, а уже в 1919-м — Введенский монастырь упразднили совсем. На то время братия насчитывала немного более 10 человек. Все они, кроме иеромонаха Николая (Сергиевского) покинули обитель, а сам священник, вошел в коммуну и до самого ареста продолжал служить, сохранив на некоторое время две монастырские церкви. Трудовая коммуна прекратила существование в 1921 году, а после нее поочередно были созданы агробаза, колхоз и совхоз. В 1922 году во Введенской обители прошла кампания по изъятию церковных ценностей.
В 1929 году отца Николая из одного из монастырских домов переселили в маленькое и сырое помещение в колокольне. При этом местным властям очень досаждал тот факт, что монастырские храмы продолжали действовать и их посещали люди. Поэтому против священника пытались возбуждать уголовные дела по вымышленным мотивам, пока его не арестовали в 1931 году «за контрреволюцию». Иеромонаха Николая приговорили трем годам лагерей, и уже вскоре его след потерялся.
В 1932 году власти закрыли и действующие храмы. В соборе был обустроен клуб, а Богоявленскую церковь разобрали не просто до фундамента, а даже вглубь земли, отдав ее материалы под колхозные строения.
Совхоз «Ильич» работал вплоть до начала 1990-х годов. На территории Введенской обители находилась его главная усадьба, во всех зданиях проживали люди, причем комнаты находились даже в строении звонницы. К Введенской церкви, где располагался клуб, прямо над монастырским кладбищем пристроили длинное помещение, где сделали кинотеатр. В 1980-х годах в стороне от обители появился новый поселок, так что все жители бывшего монастыря покинули его помещения. К тому времени ансамбль построек хотя и в целом сохранился, но сильно обветшавшие здания оставались без ремонта, к тому же, еще после закрытия с церквей были сняты кресты с куполами.
По множеству рассказам, людям в бывшем монастыре жилось непросто, бывало, происходили и самоубийства. Намоленность святого места ощущалась жильцами и по прошествии времени. Поговаривают, что порой из храма доносилось пение.
Долгий период разорения завершился в 1991 году, когда монастырь начал свою новую историю. Тогда полуразрушенный комплекс бывшей Введенской обители передали в ведение Троицкого Измайловского собора Санкт-Петербурга. В 1993 году здесь была создана женская община и совершен первый постриг. В конце того же года Синод официально открыл Введенский женский монастырь, который стал первым в епархии.
Первоначально насельницы переживали всевозможные трудности и прочие лишения, поскольку храмы и корпуса были разрушены, монастырская жизнь, быт и хозяйство неустроены.
Постепенно обитель отстраивалась, налаживалась духовная жизнь. Так, произошли первые после открытия значительные события: в 2000 году — прославление в лике преподобных отца и матери Александра Свирского — Сергия и Варвары – покровителей монастыря; в 2003-м – нахождение места их захоронения; в 2004-2006 годах – возведение каменной часовни над символическими гранитными гробницами святых.
Помощью и трудами многих верующих в 2003-2004 годах отреставрировали Введенский храм (его освятили в 2014-м). Также восстановили звонницу, ряд корпусов, разрушенную ограду. В 2005 году над минеральным источником водой возвели деревянную часовенку иконы Богоматери «Живоносный Источник», а позже еще оборудовали и крытую купальню. В 2006 году на месте разобранной Богоявленской церкви, которое с большим трудом нашли по старым чертежам, была открыта мраморная памятная книга с восстановленными по архивным документам именами насельников.
Со временем было восстановлено и хозяйство монастыря: скотный двор, овощные поля, насажен фруктово-ягодный сад.
Есть у монастыря и свое подворье – это петербургская церковь святой Анны Кашинской, а также Никольский скит в селе Яровщина, в 25 километрах от обители.
Сегодня в обители проживает 13 сестер.
Святыни. Части мощей шести угодников Божиих, среди которых, Сергий Радонежский, Лука Крымский, Иона Одесский.
Епархия: Тихвинская (Санкт-Петербургская Митрополия).
Адрес: Россия, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, ст. Оять, п/о Рассвет.