14 сентября – Начало индикта или церковное новолетие
14 сентября (1 сентября по ст. ст.) в православные христиане отмечают начало нового года по церковному календарю.
Еще в Ветхозаветные времена Бог повелел ежегодно отмечать приход седьмого месяца, дабы оставив заботы, люди послужили своему Творцу. Именно в этот период года ковчег праведного Ноя остановился на Арарате, а воды всемирного потопа начали спадать. В этом же месяце Боговидец и пророк Моисей получил новые скрижали с написанными заповедями Божьими. В седьмом месяце освятили храм Господень, построенный царем Соломоном, и внесли в него величайшую святыню — Ковчег завета. Если брать во внимание то, что согласно библейскому летоисчислению, сотворение мира началось в марте, то мы можем найти в Библии немало других сведений о символической важности седьмого месяца старого календаря, т.е. сентября.
В годы правления императора Юстиниана I (527-565), в церковную практику было введено календарное исчисление согласно индикту (или индиктиона, с латыни Indictio — объявление). Согласно ему, подать с жителей собирали ежегодно, но сумма определялась один раз в пятнадцать лет. Каждые полтора десятилетия проводилось переоценивание имущества, и определялся новый размер налогов.
Сегодня известно, что празднование новолетия или Нового года 1/14 сентября довольно позднее явление Византии. В Западной Европе, и во многих местностях Восточной, значительно чаще использовалось мартовское летоисчисление, при котором начало года приходилось на 1 марта или 25 марта — Благовещение Девы Марии.
Кроме этого, существует и великий индиктион — это период в 532 года, когда солнечный и лунный круги начинаются вместе.
Что же касается вопроса календаря на Русских землях, то индиктом издавна, по византийской традиции, назывался каждый новый год 15-летнего периода.
С конца XV века, а именно 1492 года, Новолетие на Руси стали праздновать как церковно-государственный день.
Содержанием службы Новолетия есть воспоминание проповеди Иисуса Христа в синагоге Назарета. Это Евангельское чтение рассказывает о том, как Спаситель, еще будучи подростком, пришел в синагогу, где читал фрагмент из пророчества Исайи. В этом фрагменте описано было как весь мир, все истинно верующие ждали прихода Мессии. Поэтому Христос, зачитав этот отрывок, отметил, что именно в это время сбывается то, на что человечество так давно ждет. Этот отрывок следует понимать в том значении, что для христианина каждое участие в богослужении, каждая Исповедь и Причастие — это личная возможность встретиться с Богом и освятиться от Него.
Кроме того существовал особый чин Индиктион, причем, эти чинопоследования разнились друг от друга, в частности, в Москве, Киеве и Новгороде. Этот обычай продолжался до времен указа Петра I о перенесении даты начала года на 1 января. В этот праздничный день более состоятельные христиане пытались оказать дела милосердия: подавать бедным милостыню и еду, дарить вещи и посещать заключенных.
Последний раз Новый год 1 сентября в Российском государстве отпраздновали в 1699 году. Тогда царя, сидящего на троне на главной площади Кремля, благословлял Патриарх, а сам правитель приветствовал народ. Однако, уже 1 января следующего года празднование состояло из молебна после Божественной литургии, а особый чин уже не отправлялся.
С тех пор церковное новолетие перестало отмечаться с такими торжествами, которые были раньше. Тем не менее, православные христиане не забыли об этом дне. Поэтому, независимо от того, какой день приходится на это число, верующие все равно стараются вспоминать о дне церковного новолетия. Многие православные верующие, кстати, даже до сих пор поздравляют друг друга с ним. Но главное в этом празднике, конечно, не приветствия, а возможность еще раз подумать о цели скоротечной земной жизни.
Согласно Типикону день церковного новолетия и ныне считается малым Господский праздником. Обычно, на практике его празднование сочетается со службой святому Симеону Столпнику, чья память также приходится на 14 сентября.
Отметим, что в 2016 году от Рождества Христова отмечается 7525 год от сотворения мира.