Неделя Всех Святых
Воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пятидесятницы) по церковному уставу называется Неделей Всех Святых. Это день посвящен всем святым, кто нам известен, т.е. официально прославлен Церковью, так и тем, кто известен только Богу.
Святые угодники жили всегда и во всех краях земли. Это апостолы, мученики, пророки, святители, преподобные, праведники, все те, кто освятил свою жизнь благодатью Святого Духа. Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы дало возможность человеку достичь святости, поэтому праздник Всех Святых установлен в первое воскресенье после дня Пресвятой Троицы.
Вероятно этот праздник был установлен еще в древней Церкви, чтобы почтить память всех мучеников за Христа, а со временем был расширен и посвящен вообще всем святым, от века угодивших Богу своей жизнь, независимо от подвига. Он точно известен с конца IV — начала V веков. Сохранился текст проповеди святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших».
Священномученик Петр Дамаскин, живший в XII веке, в одном из своих трудов упоминает о пяти категориях святых: апостолы, мученики, пророки, святители (святые епископы, митрополиты, патриархи) и преподобные (святые монахи). Преподобный Никодим Святогорец (XVIII в.) к их числу добавляет еще и праведников.
Иногда из выше перечисленных категорий выделяются отдельные группы святых. Например, исповедники. Это святые, которые претерпели гонения и мучения за веру, однако, они не были казнены как мученики. Можно вспомнить таких святых, как Максим Исповедник, Харитон Исповедник, Фаддей Исповедник и др.
Отдельно обратим внимание на последовательность, в которой указаны категории святых. Этот порядок основывается на их важности для Церкви. Апостолы перечислены первыми, поскольку именно они начали благовествовать Евангелие по всему миру. Далее идут мученики, которые мужественно, ценой жизни, исповедовали веру перед гонителями Церкви, побуждая других христиан оставаться верными Христу. Ветхозаветные пророки, хотя и жили ранее других, но следуют после апостолов и мучеников, потому что они видели только тени грядущих событий. Святители как главы своих церквей, научали паству архипастырским словом и примером жизни. Преподобные оставили мирскую жизнь с суетными заботами, чтобы жить и трудится в монастырях, поднимаясь по ступеням духовного совершенства и борясь с бесовскими силами. Само слово «преподобные» указывает на то, что эти святые стали более других подобными Богу. Праведники – это святые, живших, прославившиеся и достигшие святости в миру. Среди них, Авраам и Сарра, Иосиф Обручник, Иоанн Кронштадтский, Матрона Московская.
Праздник в честь Всех Святых большое распространение в Церкви получил в IX веке при Византийском императоре Льве VI Мудром (886-911). Его жена, блаженная царица Феофания, живя в мире, не была к нему привязана. Она щедро помогала монастырям, заботилась о бедных, вдовах, сиротах, скорбящих, став для них матерью. Еще при ее жизни император Лев начал строить церковь, имея желание посвятить храм в честь своей супруги. Однако царица запретила ему это делать. Тогда он постановил первое воскресенье после Пятидесятницы посвятить Всем Святым, надеясь, что и его жена после смерти будет прославляться в этот день, как одна из праведных.