Перенесение Нерукотворного образа
29 августа Православная Церковь отмечает большой праздник — перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Христа Спасителя.
О нерукотворном образ Спасителя мы знаем немного. Известно о том, что правитель Эдессы (город в Сирии, не очень далеко от того места, где жил Христос) по имени Авгарь услышал об великом Чудотворце и Учителе, исцеляющего людей и воскрешающего умерших. Он хотел Его увидеть. Но поскольку сам правитель имел много дел, то решил отправить в Галилее своего раба — художника, чтобы тот встретился с Христом и нарисовал его портрет, или иными словами, икону.
Когда этот художник пришел к месту назначения, то сразу же убедился, что Христос постоянно окружало много людей. Ему никак не удавалось разглядеть лик Спасителя настолько хорошо, как это должен сделать художник, пишущий чей-то портрет. Несколько дней подряд он пытался подойти ближе, вылезал то на дерево, то на большой камень, но все равно большая толпа закрывала Христа. И здесь Господь Сам, как об этом рассказывает предание, призвал этого художника называя по имени, сказав, что Ему известно кто он и почему пришел. Тогда Спаситель попросил чистый холст (убрус или полотенце), умылся водой и вытерся ним.
В то время все увидели, что на полотне сразу же удивительным образом отразился Его Пречистый лик. Это полотно он передал слугой к пославшему его правителю. Считается, что этот случай является одним из древнейших свидетельств иконопочитания. Это одновременно настоящее чудо и реальный исторический факт. И хотя многие могут сомневаться в исторической достоверности того чуда, поскольку о нем не написано в Евангелии, тем не менее, давность этого предания является весомым аргументом в пользу признающих его.
Итак, Господь вручил отпечаток посланцу, и передал еще и письмо, благословившим добрую веру человека, который не усомнился, но «не видя уверовал». Впоследствии это письмо и убрус — первое иконографическое изображение Христа были доставлены в Сирию. Но уже вскоре на страну напали мусульмане, и христиане не раз подвергались гонениям. Очевидно, в большой опасности был также и этот образ. Для того, чтобы его сохранить, владельцы замуровали его в стене. Прошло время. Положение христиан улучшилось, они уже могли сказать свое слово. Тогда, для того, чтобы дать возможность увидеть эту святыню большему количеству христиан, этот убрус было торжественно перенесен из Эдессы в Константинополь — столицу империи, и поставлен в Фаросской церкви Божией Матери. Это произошло в 944 году при императоре Константине Багрянородном.
Нерукотворный образ несколько раз давал с себя точные отпечатки, поэтому на основании их и строятся ныне версии о дальнейшей судьбе святыни. По одной из версий образ похитили крестоносцы, а потом корабль, на котором его перевозили, утонул в море, по другой – он попал в итальянскую Геную. Один из отпечатков отобразился на плаще и попал в Грузию.