Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим, неделя Ваий, Вербное воскресенье — все эти названия указывают на один и тот же праздник, отмечаемый в последнее воскресенье перед Пасхой, то есть в 6-е воскресенье Великого поста, а соответственно в разные числа.
Для большинства этот праздник ассоциируется с освящением вербы и пальм в храмах. В этот день церкви переполнены, каждый несет зеленый букет желая, чтобы хотя бы капля святой воды упала на него. Часто можно услышать: «эти веточки посвятите в церкви, а затем положите в доме за иконами — верба защитит от дурного глаза и весь год все в доме здоровыми будут. Большинство людей так и делают: пришли, освятили, часто даже не побывав на богослужении, и забыли. Но действительно ли это праздник сводится только к освящению веток верб и пальм? Какое значение для христианина оно имеет?
Это праздник, прежде всего, о чем свидетельствует его главное названий, связано с евангельским повествованием о событии, состоявшемся незадолго до распятия Господа нашего Иисуса Христа — Его торжественном вхождении в город Иерусалим накануне Пасхи. Евангелие описывает как радовался весь Иерусалим, когда Господь на обычном осле въехал в город. Казалось бы, какой радостью переполнен это праздник — большая масса людей с пальмовыми ветвями пели «Осанна в вышних!». Таким образом, сбылось древнее пророчество о том, что будущий Мессия как царь въедет в Святой Град на молодом осле, который, в отличие от боевого коня, является символом мира, кротости и смирения.
В древности на Востоке был обычай: встречать царя-победителя пальмовыми ветвями. Именно так встретил Иерусалим Христа, услышав весть о Его чудесах и о чудесном воскрешении Лазаря Четверодневного. Поэтому пальмовые ветви ныне используются на праздничном богослужении. Во многих странах вместо пальм верующие держат в руках ветки вербы — растения, которое в этих регионах начинает цвести раньше других. Отсюда и другое название праздника — Вербное воскресенье.
Но в действительности этот праздник насколько радостный, настолько и трагический. Трагедия в том, что тожество было построено на человеческом непонимании происходящего. Народ, встречал Христа как политического вождя, освободителя, который положит конец земной страданиям людей. Жители Иерусалима ждали, что Мессия возьмет власть в свои руки, организует восстание и отомстит всем, кто оскорблял народ. А Христос вошел в город тихо и смиренно, чем разочаровал народных вождей, настроивших людей против Него. И когда совсем скоро иллюзии толпы развеялись, тот же народ уже кричал, чтобы Христа распяли.
Всесильный Христос мог создать свое земное Царство и возглавить народ, но не в этом заключалась Его миссия. Оказавшись беспомощным и смиренным перед своими мучителями, Господь принес Себя в жертву за грехи всего человечества, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Праздник Входа Господнего в Иерусалим — один из Древнейших в Церкви. Его начали отмечать в Иерусалиме уже в III веке, а со временем празднование распространилось по всему христианскому миру. В IV-V веках в богослужебную практику этого праздника вошло употребление пальмовых ветвей. В VII столетии трудами многих церковных авторов богослужебные тексты дополнились рядом новых элементов, в частности, канонами и стихирами. В Иерусалимской Церкви и в Греции в IX-Х веках совершалась процессия, когда патриархи ехали на осле улицами города с пальмовыми ветками в руках. Подобная традиция одно время была и в Русской Церкви.
Освящая на праздничном богослужении ветви верб и пальм, нужно в первую очередь помнить о смысле этого дня, который напоминает о том, что каждый христианин призван продолжить мессианское служение Господа, проповедуя всему миру Евангельское Откровение, победное слово спасения, искупления, прощения и оправдания человечества в Боге. Православный человек имеет возможность все события человеческой жизни анализировать в свете вероучения Церкви, подчинить свою жизнь Христу Спасителю и неустанно проповедовать Его грядущее Царство Божие.