Воскресение Христово — Пасха

26 April, 2016

Каждый год кульминацией церковной жизни является величайший христианский праздник – Воскресение Христово или Пасха. В этот день празднуют победу Иисуса Христа над адом и смертью. По словам апостола Павла, Воскресение Христово — главное событие, которое легло в основу христианства.

Что такое «Пасха»?

Воскресение Христово - Пасха Само слово «пасха» происходит от еврейского «песах», что означает «прохождение мимо» или «переход» — Ангел Божий прошел мимо еврейских жилищ, двери которых были помазаны кровью пасхального агнца, и сохранил от смерти первенцев. С этого начались события Исхода – избавление народа Божия от египетского рабства и переход к свободе. С тех пор каждый год еврейский народ праздновал Пасху как память о том спасительном событии.

Христианская Пасха — это воспоминание о страданиях, смерти и славном Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Сын Божий был распят накануне еврейской Пасхи, а воскрес Он на следующий день после субботы, который в некоторых языках впоследствии получил название дня воскресного. В дни Пасхи христиане не только вспоминают главные события из жизни Спасителя, но и вместе с тем, отмечают избавление (переход) от греховного рабства к свободе в Боге и одновременно от смерти к воскресению и истинной жизни.
Значение события Христова Воскресения делает Пасху самым большим торжеством среди всех христианских праздников.

Особенности Пасхального богослужения

Воскресение Христово - Пасха Поскольку праздник Пасхи называют «праздником праздников и торжеством из торжеств», то богослужение в это день, являясь главной составляющей праздника, соответственно невероятно торжественно и радостно.

Пасхальное всенощное богослужения предваряют службы Великой субботы: Литургия Василия Великого, чтение «Деяний» у плащаницы Спасителя и Полунощница с чтением канонов Великой Субботы.

Богослужения праздника Воскресения Христова начинается торжественным Крестным ходом с праздничной иконой вокруг храма. Обойдя трижды церковь, священнослужитель сообщает всем присутствующим радостную новость: «Христос Воскрес!». После этого все проходят в храм (если служба происходит не на улице) и в торжественной атмосфере установленными богослужениями продолжается славление Воскресения Христова. Пасхальная Утреня, Часы святой Пасхи и Божественная литургия как одно мгновение следуют друг за другом.

Существует традиция, когда в конце Утрени, сперва, духовенство между собой, потом с верующими, а затем и верующие между собой поздравляют друг друга с праздником, и дарят друг другу крашенки как символ Воскресения Христова.

Между Утреней и Литургией, традиционно читается глубокое по содержанию «Слово огласительное на святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста, в котором святой призывает всех насладиться светлым праздником веры и войти в радость о Воскресшем Господе.

Для православного христианина центром Пасхальной службы должно стать Евхаристия, когда человек причащается Тела и Крови Господней, принесенных за все людей для их освящения и спасения, и становятся причастными Воскресению Христову. Вот что является главным в день Пасхи.

После причащения, в конце службы, совершается чин освящения артоса – большой специальной просфоры с изображением креста или иконой Воскресения. Эта традиция ведет еще со времен святых апостолов, когда они, после Вознесения Господа на небо, во время трапезы оставляли одно место свободным для Иисуса Христа, и в знак Его присутствия клали на стол хлеб. По церковной традиции артос находится в храме на протяжении всей Светлой седмицы, а после Литургии в Светлую субботу, разделяется и раздается верующим.

Что принято освящать на Пасху

Воскресение Христово - Пасха Неотъемлемым компонентом праздника Пасхи является освящение т.н. «пасхальных корзинок» или «пасхальных наборов».  Во многих городах и храмах в последние десятилетия сложилась традиция, когда для удобства верующих пасхальные приношения начинают освящать еще в субботу накануне праздника Пасхи, продолжают после Всенощного, а затем и утреннего богослужения, и оканчивают в продолжение всего воскресного дня.

Итак, священник читает молитвы на освящение куличей, мясной и молочной пищи, яиц, после чего окропляет приношения святой водой. Из этого видно, какие продукты можно приносить на освящение. Отметим, что освящение молочных продуктов изначально был установлен для монастырей, где по уставу мясная пища не употребляется вообще.

Отсюда видно, что практика, когда люди приносят на освящения соль, водку, мыло, деньги или многие другие посторонние продукты и предметы, не имеет под собой никакого церковного обоснования, а соответственно делается самопроизвольно и не только не приносят пользы, но и наоборот — вредны сами собой. Да, священник, конечно, покропит все приношения, но освященными из них будут лишь те, о которых читались молитвы.

Вообще, стоит отметить, что освящение пищи на Пасху – это благочестивая церковная традиция. И когда люди спрашивают, обязательно ли освящать, то можно привести параллель с обычной жизнью, например, обязательно ли человеку жениться или выходить замуж – каждый решает для себя сам.

Важно помнить, что освящение на праздник Пасхи, как и в дни других праздников, не действует на человека автоматически – для того чтобы благодать Святого Духа осенила и благословила, необходимо весть подлинную христианскую жизнь – исполнять Заповеди Божьи, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.  А само по себе приношение пасхальной корзинки для освящения в храм без участия в богослужении, превращает церковное священнодействие просто в какой-то традиционный ритуал.

Воскресение Христово — Пасха обновлено: April 26, 2016 автором: maximus