Апостол и евангелист Лука
Святой апостол и евангелист Лука по преданию был родом из Антиохии Сирийской – одного из крупнейших городов того времени. Он родился в семье состоятельных язычников, скорее всего греков, и был назван родителями именем Лукан, от которого и происходит сокращенное Лука. Будущий апостол получил хорошее образование и в совершенстве владел литературным греческим языком. Также он подробно изучил Ветхозаветное Писание и историю Иудею, освоив труды Иосифа Флавия.
В Иерусалим святой Лука пришел в тот момент, когда повсюду разошлась молва о Великом Проповеднике Иисусе из Назарета. Приняв спасительное благовестие, будущий евангелист стал Его последователем. При этом он не попал в ближний круг двенадцати апостолов, а принадлежал к числу семидесяти. Таким образом, Лука не был с Иисусом постоянно, как например, апостолы Петр или Иоанн. Возможно, он изредка слышал проповеди Спасителя, а возможно, он попал в Иерусалим лишь перед самим Распятием Господа.
После событий на Голгофе ученики уходят из Иерусалима. Известен рассказ о явлении Воскресшего Спасителя двум ученикам – Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус. Интересно, что это повествование есть лишь в Евангелии от Луки. Два ученика Иисуса после Его распятия уходят из Иерусалима. По дороге к ним присоединяется некий человек, который говорит об исполнении ветхозаветных пророчеств. Только вечером, на совместной трапезе, ученики узнают в незнакомце Самого Иисуса Христа – это случилось во время совершения Господом Евхаристии. Христианская традиция называет одним из этих двух учеников апостола Луку (в самом тексте имен не указывается), поскольку только очевидец мог описать все, о чем говорится в этом Евангельском рассказе. Пораженные увиденным чудом, двое учеников позабыли о цели своего путешествия и поспешили возвратиться в Иерусалим.
После Вознесения Господня, на пятидесятый день по Воскресении Христовом, апостол Лука вместе с другими учениками Господа принимают Дар Святого Духа, и вскоре отправляется с проповедью к себе на родину. Позже в Малой Азии он встречается с апостолом Павлом и становится его незаменимым помощником и попутчиком в миссионерских путешествиях. Однако святой Лука не был активным участником проповеднической деятельности «апостола языков», а как узнаем из Павловых посланий — его личным врачом. Об этом мы можем также судить из самого Евангелия, написанного Лукой. Когда апостол описывает исцеления, совершенные Господом, он указывает и болезни, которыми страдали больные, чего не делают иные евангелисты.
Помимо лекарского дела, предание приписывает апостолу Луке еще несколько профессий, в частности, историка и художника. И хотя достоверных данных о самом ученике Христовом не сохранилось, однако написанные им Евангелие и Деяние апостолов, рассказывают немало об их писателе. В отличие от других евангелистов, как, например Матфей, Лука не был свидетелем описанных ним событий. Для этого, говоря современным языком, он проводит тщательный опрос очевидцев и исследование всех имеющихся источников информации о жизни и чудесах Спасителя. Повествование, составленное апостолом Лукой, получилось наиболее полным и детальным. При этом, в отличие от остальных трех Евангелий, эта книга была написана высоко художественным литературным языком. Ученые не могут с точностью установить, где и когда было написано Евангелие от Луки, но предположительно это произошло в Риме в 60-х годах I века.
Интересно, что только в Евангелии от Луки содержится один рассказ из детства Иисуса, когда Он в двенадцатилетнем возрасте был найден родителями в Иерусалимском храме. Вполне возможно, что об этой истории евангелисту рассказала Сама Богородица. Есть предположения, что это могло произойти во время написания апостолом портрета Девы Марии. Именно Луку Церковь именует первым иконописцем и единственным, кто написал прижизненный образ Богоматери. Так, его кисти приписывают такие знаменитые православные иконы, как Владимирская, Киккская и даже Тихвинская, и несколько икон, хранящихся в Риме.
Именно таким, пишущим икону Пречистой, часто евангелист Лука изображается в иконографии. По другой традиции, он изображается рядом с тельцом – жертвенным животным, поскольку в своем Евангелии подробно рассказывает о жертвенном служении Спасителя и его значении для человечества. Эта традиция, правда, утвердилась не сразу, а только в конце I тысячелетия.
Как говорилось выше, Лука был спутником апостола в Павла в миссионерских путешествиях, посетив Грецию, Македонию и Финикию. Собственно, о посещении святым апостолом Павлом Афин, известно благодаря святому Луке. Известно, что евангелист посещал Коринф, где собирал милостыню для бедствующей церкви Иерусалима. По возвращении в Святой град, апостол Павел попал в тюрьму, и Лука также оказался с ним. Не покидает евангелист апостола Павла, когда его отправляют в Рим на суд кесаря.
После казни святого Павла в 60-х годах, апостол Лука отправляется в самостоятельное миссионерское путешествие по Италии, Галлии, Греции, а в конце жизни поселился в греческом городе Фивы. Тогда это был очень многолюдный город, с богатой историей, что помогало для проповеди Благой вести.
По преданию, именно в Фивах, за проповедь Христова учения апостола Луку казнили, распяв на масличном дереве. По другой версии, которой в частности придерживается святой Григорий Богослов, апостол окончил жизнь мирно. На момент упокоения святому было более 80 лет.
Место, где был похоронен евангелист Лука, стало почитаемым и почитается христианами до сегодняшнего дня. Сперва над могилой был построен каменный саркофаг, а затем и возведена церковь. Мощи здесь находились до 357 года, когда их перенесли в Константинополь в храм Двенадцати апостолов. В средние века мощи апостола Луки оказались в руках венецианцев и до сих пор находятся в базилике святой Иустины в городе Падуя. Позже часть мощей была перенесена в Прагу. В 1998-2000 годах итальянские ученые провели тщательное исследование мощей и установили, что они действительно принадлежат апостолу Луке, который умер в возрасте 84 лет от эмфиземы легких.
Память апостола и евангелиста луки празднуется 31 октября.