Апостол и Евангелист Марк
Апостол и Евангелист Марк не был из ближайших двенадцати последователей Христовых, а относился к числу апостолов из семидесяти.
Когда Господь вышел на проповедь к народу Израиля, юноша Иоанн только начинал взрослую жизнь. Его мать Мария была последовательницей Спасителя, а ее дом в Иерусалиме служил местом собрания уверовавших в Мессию. Иоанн принадлежал к иудейскому священническому роду и был племянником левита Варнавы – будущего апостола. Такое общественное положение обязывало юношу иметь хорошее образование.
Марк, так на латыни звучало второе имя Иоанна, не был ближайшим учеником Иисуса, однако мог Его видеть в Иерусалиме в дни религиозных праздников и накануне Крестных страданий Господа. Это было совсем рядом с Гефсиманией, где Марк жил со своей материю. Накануне страданий Спаситель с ближайшими учениками находился в Гефсиманском саду, как внезапно явились вооруженные люди с факелами, впереди которых шли еврейские старшины и предатель Иуда. Как повествует Священное Писание, Иисус добровольно сдался, а ученики разбежались. И только одна фигура осталась и следовала вслед за схваченным Господом. «Юноша, завернутый в одну простыню» — примерно так описал себя в Евангелии апостол Марк. Когда воины схватили и его, он выскользнув из покрывала, нагой скрылся от них.
После Вознесения Спасителя на небо, дом Марии и Марка оставался местом собраний. Здесь нашел убежище, вышедший из темницы апостол Петр, который к Марку относился по-отцовски.
Первым местом, где из уст марка прозвучало Слово Божие, стал остров Кипр. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой они пресекли остров с одного края к другому. Со временем Марк стал спутником и переводчиком апостола Петра.
Вместе они посетили Рим, где уже была христианская община из уверовавших римских иудеев. Проповедью и чудесами, совершенными апостолами, римская община стала увеличиваться. По просьбе уверовавших римлян Марк написал евангелие, в котором записал все, что слышал от своего учителя – апостола Петра. Точное время написания не известно и его определить затруднительно. Есть версия, что оно было написано в 43 году, но большинство исследователей называют даты в пределах 60-70 годов I века. Кстати, написанное им Евангелие самое короткое из четырех. Анализ его содержания показывает, что автор мало ссылается на ветхозаветные книги, но вместе с тем, интересно объясняет римлянам иудейские обычаи, описывает географию Святой Земли. Обращаясь к язычникам, апостол Марк, в первую очередь, подчеркивает Божество и Царское достоинство Иисуса. Описание чудес Спасителя составляет основу Марковой книги.
После того, как Петр и Павел были казнены, Марк прибыл с благовестием в Египет. В Александрии он основал Церковь, которая быстро приумножалась, а сам стал первым ее епископом. Его трудами в городе была создана богословская школа, откуда со временем вышли известные христианские отцы и учителя.
Однако успешная проповедь и деятельность апостола Марка вызывали гнев и зависть у местных язычников. Схватив ученика Христова во время пасхальной службы, они его избили и потянули по городским улицам, в итоге бросив в темницу. От перенесенных истязаний Марк умер. Когда язычники хотели сжечь тело святого, то всё вокруг померкло и случилось землетрясение, так что все разбежались. А тело евангелиста было захоронено христианами.
В 310 году над гробом апостола Марка возвели храм. Когда в IX веке христиане стали претерпевать от мусульман, мощи были перевезены в Венецию, где в честь апостола построили собор. Его имя носит и знаменитая на весь мир соборная площадь. Большую часть мощей вернули в 1968 году и ныне они покоятся в храме святого Марка в Каире.
В иконографии рядом с евангелистом часто изображают льва – символ могущества и власти. Имя апостола Марка носит чин древней литургии александрийского типа (в Русской Православной Церкви не используется).
Отметим, что в Русской Церкви не так много культовых сооружений, построенных в честь этого апостола, например, действующие церкви находятся в городе Киеве и поселке Учхоз Волгоградской области.
Память святого Православная Церковь отмечает 8 мая.