Священномученик Игнатий Богоносец (+107)
В трудах святых отцов нередко можно встретить сравнение Церкви с кораблем, плывущим по житейскому морю. На рубеже I-го и II-го веков от штормов и бурь трясло житейское море Римской империи. В это время, время раннехристианской Церкви, жил святой Игнатий Богоносец, который одним из первых начал заботиться о строительстве и упорядочивании Церкви Христовой.
Об Игнатии Богоносце имеется очень мало сведений, а основным источником информации о нем являются труды знаменитого церковного историка Евсевия Кесарийского и собственные письменные труды святого. Игнатий по происхождению, вероятно, был сирийцем, и являлся учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Предположительно с 67 или 68 года находился на Антиохийской кафедре, будучи ее вторым или третьим по счету епископом. Город Антиохия (современный турецкий город Антакья на границе с Сирией) на то время являлся третьим по величине городом империи после Рима и Александрии и первым центром христианства за пределами Иудеи. Антиохия была исходным пунктом миссионерских путешествий апостолов Павла и Варнавы. По преданию именно апостол Павел рукоположил во епископа Игнатия, который уже был известным пресвитером, потому что ввел в богослужебной практике антифонное пение на два хора. Сократ Схоластик в своей работе «Церковная история», написанной в начале V-го века, утверждает, что святой Игнатий видел ангельские хоры, воспевавшие Пресвятую Троицу в антифонах.
Епископ Игнатий пользовался большим авторитетом в христианских церквях, и как богослов. Именно в написанных им посланиях описывается первое точное разграничение иерархических служений в Церкви. Иерархия, согласно Игнатию, существует повсеместно во всех церквях с епископом во главе, который является высшей степенью священства, а пресвитеры и диаконы, находятся в послушании к нему.
По преданию византийского писателя преподобного Симеона Метафраста, жившего в X-XI веках — имя Богоносец пошло от того, что Сам Иисус взял малого Игнатия на руки и, обращаясь к ученикам, сказал: «Если не уподобитесь этому ребенку, то ни войти вам в Царство Божие». Также существует западнохристианское средневековое сказание, согласно которому, после того, как сердце святого Игнатия было разделено на части, на каждой из них оказалось написано золотыми буквами имя Иисуса Христа. Если же отойти от преданий, то слово «Теофраст», которым величали Игнатия и которое означает «Богоносец», было распространенным именем в Сирии. Святой Игнатий нес Господа в своем сердце всю свою жизнь. Заботясь о чистоте Церкви, он говорил о том, что среди христиан все больше появлялось тех, кто коварно носил имя Христово, и при этом продолжал делать недостойные дела.
Однажды, после удачного похода на скифов, император Траян (98-117) с войском прибыл в Антиохию. Он повелел поставить жертвенники идолам и всем жителям поклониться им. За отказ это сделать, святителя Игнатия схватили и привели в суд. Хотя существует и другая версия, по которой епископ Игнатий был осужден в угоду мятежникам-язычникам, недовольным высоким обложением налогами их города. В росте налогов чиновники обвинили деятельность христиан, направленную против Рима. А чтобы прекратить возмущение, чиновники показательно арестовали главу Антиохийской церкви, и приговорили к смертной казни, которую присудили осуществить в Риме, куда и отправили мученика в оковах пешком под многочисленной охраной.
«Мученические акты» — протоколы допросов христиан-мучеников судьями, свидетельствуют, что сам император Траян совершал суд над Антиохийским епископом, и приговорил его отдать на съедение зверям для забавы народа. На это священномученик ответил, благодарственной молитвой к Богу, за то, что удостоил святого чести быть закованным в кандалы, подобно апостолу Павлу. Святому Игнатию пришлось несколько раз преодолевать море и сушу, пустыни и горы. Путь из Антиохии в Рим составил более двух с половиной тысяч километров, которые исповедник одолел пешком в окружении десяти конных охранников, издевавшихся над ним.
По дороге епископа Игнатия настигла весть, что гонения на христиан в Антиохии прекратились, и в самой Церкви воцарился мир между верующими.
Во время «путешествия в кандалах» святитель написал семь посланий, которые легли в основу его богословского учения. Святой Игнатий обращался с увещеваниями к римлянам, ефесянам, магнезийцам, траллийцам, смирнянам, филадельфийцам – представителям разных христианских церквей, которые выходили встречать святого, а также к епископу города Смирны Поликарпу. Святой Игнатий утверждал, что если для спасения людей нужен был реальный исторический Христос, то и спасение самих людей может произойти только в реальной Церкви.
Святитель Игнатий претерпел мученическую кончину в Риме в 107 году. В том же, или следующем 108-м году, его мощи были перенесены в пригород Антиохии. В сам же город они были перенесены в 438 году. В VI (VII) веке, после завоевания Антиохии армией персов, мощи перенесли в римский храм святого Климента.
В последние годы в Русской Православной Церкви появилось несколько небольших храмов в честь святого Игнатия, в частности, в Москве, в Выборге (Ленинградская область) и в Валуйках (Белгородская область).
Память священномученика Игнатия Богоносца Церковь празднует 2 января, а 11 февраля отмечает перенесение его чесных мощей.