Святитель Димитрий Ростовский (+1709)
Нет, пожалуй, русского православного человека, который хотя бы раз в жизни не держал в руках один из томов «Житий святых». 10 ноября Православная Церковь вспоминает автора этого знаменитого произведения, писателя, богослова и ученого — святителя Димитрия Ростовского.
Даниил Туптало, как звали святого в миру, родился в 1651 году в небольшом городе Макаров, что недалеко от Киева. Здесь его отец, Савва Туптало — казацкий сотник, нес военную службу и оборонял Киев от поляков, ведь в то время шла освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого.
Семья будущего митрополита была верующей. Родители регулярно ездили на службу в Кирилловский монастырь в Киеве, и, кроме того, были его ктиторами. В 1660 году Савву Григорьевича назначили Киевским сотником, и семья окончательно переехала в Киев. Глава семейства приобрел участок земли и на Подоле, между Флоровским монастырем и храмом Николая Притиска.
Эту церковь с детства и посещал будущий архипастырь. Здесь он был чтецом и прислуживал на клиросе. Очевидно именно на клиросе, во время чтения Четьи-минеи (чтение на каждый день месяца) митрополита Макария, у отрока и возникло желание собрать все существующие на Руси жития святых.
Начальное образование Даниил получил дома, ведь родители были образованными людьми, отец в частности знал несколько языков. Позже юноша окончил Киево-Братский коллегиум — единственное на то время в Украине высшее учебное заведение, дававшее как светское, так и богословское образование.
Когда Даниилу исполнилось семнадцать лет, по совету отца, он принял монашеский постриг в Кирилловской обители. Когда монаху Димитрию исполнилось 25 лет, он был рукоположен в сан священника. Позже будущий митрополит был игуменом этого монастыря.
Любимым делом молодого пастыря была проповедь и вскоре о талантливом проповеднике узнали в Украине, Беларуси и Литве. Так он посетил несколько монастырей, почти год жил в гетманской столице Батурине (Черниговская область).
По приглашению архиепископа Лазаря (Барановича) отец Димитрий два года служил проповедником при Черниговском соборе. В это время святой Димитрий написал свой первый большой труд про чудеса, происходившие от чудотворного образа Божией Матери в Троице-Илиинской обители в Чернигове. Эта книга называлась «Руно орошенное» и была несколько раз переиздана еще во время жизни святителя.
Успех книги подтолкнул отца Димитрия к написанию «Житий святых». Необходимость такого сборника ощущалась уже давно. Наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский) предложил Димитрию приехать в Киев, чтобы начать эту работу. В 1683 году он отказывается от игуменства в Николаевском монастыре в Батурине и посвящает себя писательской деятельности.
Свой труд святитель начал в 1684 году, и с тех пор «Жития святых» стали важнейшим делом всей его жизни. Он работал и в монашеской келье Киево-Печерской Лавры, и не прекращал работу на митрополичьей кафедре. Над «Житиями» святой трудился два десятилетия, окончив их в 1705 году. Большинство томов сборника увидели свет еще при жизни автора.
Всей душой он пристал к угодникам Божиим, память которых хотел прославить. Он настолько приблизился к вышнему миру, что святые сами являлись ему и рассказывали о своих подвигах. «Однажды, — пишет святитель, — закончив писать житие мученика Ореста, прилег я отдохнуть, потому что через час уже должны были звонить к заутрене. Во сне мне явился сам мученик Орест и сказал мне: «Я претерпел больше страданий, чем ты написал». Затем показал свои руки, железной палкой прожженные, и ноги с жилами порезанными. В этот момент раздался благовест к заутрене, и странное сновидение закончилось».
Основой для его работы служили не только Четьи-минеи митрополита Макария, но и оригиналы и переводы греческих и латинских трудов, древнерусские летописи, Киево-Печерский патерик и др. Материалы в своей работе автор упорядочивал по дням года, а каждый том книги охватывал три месяца.
В результате святитель Димитрий впервые за всю историю Русской Церкви написал детальную агиографическую энциклопедию, показав идеалы, к которым нужно стремиться. Написанные им «Жития» пользовались такой популярностью, что на протяжении XVIII-XIX веков читались и издавались немногим меньше, чем Евангелие.
Вообще за свою жизнь митрополит Димитрий оставил богатое литературно-проповедническое наследие. Помимо «Житий» и других сочинений, это проповеди, драмы, духовные стихи и песни.
В 1701 году архимандрита Димитрия как кандидата на Тобольскую кафедру вызвали в Москву, где и была совершена его епископская хиротония. Правда в Сибирь святой так и не отправился по причине болезни и сурового тамошнего климата. Ввиду этого, в 1702 году святителя Дмитрия назначают на Ростовскую кафедру.
Как человек ученый, архипастырь первым делом открыл в Ростове первое духовное училище, по примеру Киево-Могилянского коллегиума, которое сам обеспечивал средствами.
Святой отошел ко Господу в Ростове в 1709 году. Похоронили митрополита в соборном храме Ростовского Яковлевского монастыря.
Мощи святителя были обнаружены нетленными в 1752 году, во время ремонта пола в соборном храме. В лике святых митрополита прославили в 1757 году.
Вот уже более двух столетий вся Русь почитает митрополита Димитрия. В честь него ныне действует более двух десятков храмов. Один из них построен на родине святого – в городе Макарове. На одной из площадей установлен памятник знаменитому уроженцу этого города. Кроме того, в день обретения мощей святителя Димитрия, а это 4 октября, макаровчане празднуют день города.