Святитель Епифаний Кипрский (+403)
Святитель Епифаний Кипрский родился примерно в 315 году в палестинском селении Бесандука близ города Елеферополя (его руины находятся около современного израильского города Бейт Гуврин). Будущий святой родился в еврейской семье, поэтому был воспитан в иудаизме.
Однажды юноша встретил на своем пути монаха Лукиана, к которому подбежал нищий, упал на колени и взмолился: «Помилуй меня, человек Божий! Дай мне что-нибудь, я три дня не ел хлеба и совсем ослаб». Монах снял с себя одежду, подал нищему и сказал: «Иди в город, продай это, купи себе хлеба». Поступок Лукиана так поразил Епифания, что юноша с трепетом склонился перед монахом и сказал, что хочет быть христианином. Епифаний уговорил принять святое крещение и сестру свою. Благочестивый Лукиан научил их истин христианской вере, а спустя время привел к епископу, который и совершил над ними таинство Крещения.
Существует версия, что будущий святитель родился в христианской семье и с детства был воспитан в вере Христовой.
Вероятно, родители Епифания были богатыми людьми, что дало возможность отправит сына на учебу в Александрию. Однако, простота стиля его литературных произведений, отсутствие точных цитат и сведений о философах, говорят о том, что святой не далеко продвинулся в изучении наук. Хотя изучение языков ему давалось прекрасно – Епифаний владел греческим, сирийским, коптским языками, а также ивритом и латынью.
В Египте юноша познакомился с известными подвижниками того времени — Антонием и Пахомием Великими, от которых получил наставления. В частности, преподобный Антоний был духовным отцом палестинского монаха преподобного Илариона Великого, ставшего наставником святого Епифания и оказавшего огромное влияние на духовное формирование юноши. Кроме того, за годы, проведенные в египетских землях, будущий святитель изучал труды знаменитых александрийских епископов-богословов Петра, Александра, Афанасия Великого. В тоже самое время он познакомился с сутью гностических ересей, опровержение которых впоследствии изложил в нескольких своих сочинениях.
В 335-340 годах святой Епифаний возвратился в Палестину, где недалеко от Елеферополя основал монастырь. На посту игумена обители преподобный оставался до 367 года. Несмотря на то, что обитель стояла в пустыне, в этот период к нему приезжало много посетителей, слышавших о чудесах игумена и других духовных дарах, которыми Господь украсил Своего угодника. Среди прибывавших были епископы, пострадавшие от преследования ариан. Тогда же святой проявил себя борцом с гностическим лжеучением.
В 366 году, после смерти местного епископа Евтихия, Епифания попытался занять освободившуюся кафедру, но это затея не увенчалась для него успехом.
Многолюдность монастыря часто заставляла святого Епифания искать уединения за его пределами. Так праведник оставался наедине со своими мыслями и сердечной молитвой к Богу. В те года святой стал часто посещать Кипр, куда в результате политики императора Юлиана Отступника, хотевшего восстановить язычество, переселился с учениками преподобный Иларион Великий. В результате Епифаний окончательно поселился на острове.
В 367 году, когда упокоился Кипрский архиепископ, епископы острова, хорошо знавшие о праведной жизни игумена Епифания, избрали его архиепископом. Архиерейская кафедра располагалась в древнем крупном портовом городе Саламине, разрушенном в 332 и 342 годах землетрясениями. Заново его отстроил император Констанций, от имени которого город стал называться Констанцией. В то время Кипрская Церковь формально подчинялась Антиохийскому митрополиту, хотя фактически ей управлял архиепископ Констанции (автокефалию Кипрская Церковь получила в 431 году).
Епископ Кипрский прославился большой стойкостью в вере, любовью и милосердием к бедным, простым нравом. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дар видеть во время Божественной литургии сошествия Святого Духа на Дары.
В Констанции святой начал строительство кафедральной базилики, впоследствии получившей его имя. Особое внимание Кипрский архиепископ уделял монашеству, пробуждение которого на острове было связано с деятельностью преподобного Илариона. Благодаря усилиям святого Епифания, собравшего большие средства, на Кипре возникло много монастырей.
Постепенно авторитет святителя Епифаня Кипрского в Церкви стал таким высоким, что даже император-арианин Валент не посмел преследовать его. Позже, в правление православного императора Феодосия, архиепископ испросил у него указ об изгнании с Кипра всех лжеучителей. Нередко жители других провинций империи обращались к святителю Епифанию за советами, и он отвечал им в письмах или отдельных сочинениях. Нередко он и сам посещал отдаленные провинции и страны.
Под конец жизни архиепископа пригласили в Константинополь на собор, который должен был производить суд над великим святителем Иоанном Златоустом. Но Епифаний, не желая быть участником беззаконного собрания, покинул город. На корабле святой почувствовал, что к нему приближается смерть. В руках у него, как всегда, было Евангелие. С ним праведник и оставил своим ученикам последние наставления: соблюдать заповеди Божии, оберегать себя от нечистых помыслов. Святой упокоился в 403 году на борту корабля.
Похоронили святителя в церкви, которую он возвел при жизни. Седьмой Вселенский Собор наименовал святого Епифания отцом и учителем Церкви. При императоре Льве VI Мудром (886-912) мощи святого перенесли в Константинополь, и его почитание широко распространилось в Православной Церкви.
Богословско-литературное наследие Епифания Кипрского обширно и по объему сопоставимо с трудами великих богословов IV века. Во многих его творениях представлен ценный материал по истории древней Церкви и богословия. Книги «Анкорат» и «Панар», стали оружием против арианской и еще сотни ересей.
Память святителя Епифания Кипрского отмечается 25 мая.