Святой Иоанн Постник, Патриарх Константинопольский (+595)
В конце VI века, а именно в 582 – 595 годах, Константинопольскую патриаршую кафедру возглавлял Иоанн IV, названый Постником.
Кроме этих дат мы немного знаем деталей из его жизни. Он родился в бедной семье и обучился ремеслу резчика. Однако, после встречи с одним монахом, стал строгим постником и был рукоположен во диакона. Отца Иоанна ввели в клир собора Святой Софии и назначили начальником патриаршей сокровищницы. Впоследствии именно его кандидатуру выбрали на Патриарший престол, хотя сам Иоанн хотел посвятить жизнь аскезе и даже пытался сбежать от высочайшей должности. Кстати, именно он впервые стал называть Константинопольский Патриархат Вселенским, за что подвергся критики другого святого – папы Григория Двоеслова.
Помня свою бедную жизнь и продолжая жить скромно и нестяжательно, святой любил бедных, сострадал и помогал им. Современники называли Патриарха Иоанна «вместилищем добродетелей». Господь наделил своего угодника даром чудотворения еще при жизни. Известно, что святой Иоанн исцелял больных и бесноватых, а также по его молитвам из Македонии были изгнаны напавшие варвары.
Святитель Иоанн на протяжении свое жизни исследовал вопрос покаяния и вошел в церковную историю как автор дошедшего до нас покаянного Номоканона.
Этот труд — наставление духовникам о принятии тайной исповеди. Если до Иоанна Постника в церковном употреблении практиковалась открытая исповедь, когда человек публично исповедовал грехи, то своим Номоканоном святитель вводит только исповедь тайную. По его мнению, добровольная исповедь не открытых грехов уже говорит о готовности кающегося примириться с Богом и самим собой. При этом патриарх дает точное определение характеру епитимий — церковного наказания, которое считает лекарством: строгий пост, каждодневное совершение положенного количества земных поклонов, раздача милостыни. Длительность епитимьи определяется священником-духовником. Главная мысль номоканона состоит в назначении церковных наказаний не только по мере грехов, но в посильной степени для каждого. Также святой считал, что покаяние следует оценивать не по длительности «наказания», а по мере его переживания кающимся грешником, по его духовному состоянию. Иными словами, к каждому грешнику, как и к больному физической болезнью, должен быть индивидуальный подход в лечении.
Вклад патриарха Иоанна Постника в развитие христианской школы покаяния является неоценимым. Сам великий подвижник пытался как можно больше усовершенствовать духовную науку покаяния, которое святые отцы Церкви называли вторым крещением. Ведь слезами покаяния, как и водой крещения, человек смывает духовную скверну и становится чистым.
Умер Патриарх Иоанн IV 2 сентября (15 сентября по нов. ст.) 595 года в Константинополе. В этот день Церковь отмечает его память.
Почитание как святого началось сразу после смерти. По историческим сведениям, во время похоронной процессии от его тела исходил свет. Уже в начале следующего века было составлено житие святителя, от которого до наших дней сохранился небольшой фрагмент.