Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Святые Кирилл и Мефодий за свои труды по просвещению славянских народов были удостоены Церковью звания «равноапостольные». Об эти святых тружениках на ниве Христовой и пойдет речь в данной публикации.
Святые братья родились в Македонии, в городе Солунь (ныне Салоники) – Михаил (в монашестве Мефодий) – в 815 году, а Константин (в монашестве Кирилл) – в 827-м. Их отец был болгарским славянином по имени Лев. Константин был самым старшим из семи братьев, а Михаил – наименьшим.
С ранних лет оба брата получили блестящее образование. И если Михаил успел сделать успешную военную карьеру, после чего принял монашество, то Константин с детства воспитывался вместе с сыном византийского императора Михаила. Достаточно быстро принял священный сан, отказавшись от предложения выгодного брака. В Константинополе занимал должность патриаршего библиотекаря и учителя философии (кстати, имел прозвище Философ). Будучи от Бога наделен светлым умом, блестяще боролся с еретиками-иконоборцами и мусульманами, разоблачая их заблуждения. Нелегко это было, но в свое время святому удалось победить в спорах лидера еретиков-иконоборцев Анина, а в свое время убедить мусульман в том, что Бог — Единый в Троице. Впоследствии молодой священник Константин пожелал поселиться для аскетических подвигов на горе Олимп, где уже подвизался его старший брат Мефодий. Именно на Олимпе он впервые познакомился со славянским языком и начал его изучать у монахов-славян, давно подвизавшихся на той горе.
Однако затворничество и монашеская жизнь продолжалась недолго. Уже 857 году император Михаил посылает двух братьев в миссионерское путешествие для проповеди Евангелия среди хазар — восточных соседей восточнославянских племен, позже Киевской Руси. История Церкви сохранила свидетельства, что во время этого путешествия святые братья остановились в Херсонесе, где нашли святые мощи священномученика Климента, епископа Римского.
Встретившись с хазарским князем и представителями племени, братья пламенными проповедями смогли зажечь их сердца светом веры Христовой. В память о чуде, совершенном братьями князь захотел щедро наградить Константина, но тот отказался от даров, кроме одного — он попросил свободы для своих единоверцев греков, которые были взяты в плен. Хотя и жаль было хазарскому князю прощаться с рабами, но святые миссионеры возвращались в Константинополь вместе с двумя сотнями освобожденных.
Но не этот подвиг стал главным в жизни святых. В 862 году по просьбе князя Ростислава император снова посылает братьев на миссионерскую работу, на этот раз уже в Моравскую землю (ныне это территория Чехии). Там они упорядочили славянскую азбуку, что позволило в будущем славянским народам получить первые церковные книги: Евангелие, Апостол, Псалтирь и другие. Константин и Мефодий сами осуществили первые переводы (оригиналы не сохранились), а также ввели богослужение на понятном народу языке. За это группой католиков, признававших использование за богослужением только трех древних языков, братья были обвинены в ереси.
Впоследствии святых вызвал в Рим папа Адриан II, который с почестями встретил святых, особенно вознаграждая их за то, что они вернули мощи одного из величайших святых — священномученика Климента.
Не имея хорошего здоровья от рождения, святой Константин через взятые на себя аскетические подвиги вскоре заболел и принял схиму с именем Кирилл. Спустя некоторое время после этого святой отошел ко Господу. Случилось это в 869 году. Разговаривая с братом незадолго до смерти, опасаясь, что тот может вернуться на Олимп для продолжения монашеского подвига, Кирилл просил его не оставлять начатого миссионерского и учительского дела.
Похоронили Кирилла в римском храме святого Климента, и уже вскоре у его гробницы было зафиксировано множество чудес и исцелений.
После смерти Кирилла, Мефодий был рукоположен в архиепископа и отправлен на служение в Моравию. С момента предыдущего миссионерского путешествия, ситуация в чешских землях кардинально изменилась. Латино-немецкое духовенство при поддержке нового князя Святополка, всячески старалось помешать развитию славянского языка как церковного и богослужебного. Дело даже дошло до того, что в 872-74 годах Мефодий находился в монастырской тюрьме. В 879 году архиепископ добился у Папы Римского разрешение на совершение богослужение на славянском языке. В 880-х годах святой Мефодий вместе со своими учениками сделали перевод Ветхозаветных книг и трудов святых отцов на славянский язык.
В 885 году святой тяжело заболел и отошел ко Господу. Его место погребения до сих под достоверно неизвестно. Известно, что его похоронили в соборе своего кафедрального города на территории Моравии, но о том какой это был город, до сих пор ведутся дискуссии.
После смерти святителя Мефодия его противники в Моравии объединились и добились запрета на распространение славянского языка и письменности, причем многие ученики были казнены. Часть последователей переехали в Болгарию и Хорватию, где продолжили дело святых миссионеров.
Память святых празднуется 24 мая. В этот Русская Церковь также широко отмечает день славянской письменности и культуры.
В пределах РПЦ в честь Кирилла и Мефодия возведено немало храмов и монастырей, а также установлено памятников. Особенно их почитают в Карпатской Руси. Например, имя святых носит кафедральный собор города Хуста и женский монастырь в Сваляве. Кроме того, в честь просветителей назван главный собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Праге.